Эриннии

Ἐρινύες

Табл. 3, 31.

 

Эриннии.

Дочери Крона и Эвонимы.

Или дочери Урана и морской воды.

По одному сказанию, дочери Никты и Эреба.

Либо порождены Землей от крови Урана.

Либо дочери Тьмы (Скотоса).

По Эпимениду, дочери Кроноса.

Эринии (Erinnyes, Ἐρινύες — «гневные», микен. e-ri-nu)  —  богини мести.

В римской мифологии им соответствуют фурии.

Их рождение приписывают первому совершившемуся преступлению, — когда Кронос ранил своего отца Урана, капли его крови, падая, породили фурий.

Согласно орфикам, это девять дочерей. Зевса Хтония и Персефоны.

По версии Псевдо-Гераклита их тридцать тысяч.

У позднейших поэтов эриний три:

Афиняне называют их «Почтенными», впервые Эсхил изобразил их с волосами на голове в виде змей. Их пещера на склоне афинского акрополя. В Сикионе их называли Эвмениды (Милостивые), их дубовая роща на берегу Асопа.

Мании — божества, чей храм около Мегалополя. Видимо, это эпитет Эвменид.

Эвмениды («милостивые», «благосклонные»), — этим именем называли эриний после того, как стали считать их уже не богинями мщения, а божествами благодати, предотвращающими несчастье и дарующими плодородие. Это имя впервые дал им Орест, когда, через год после своих невероятных приключений в Тавриде, он сжег в Карнее в их честь черную овцу, чем окончательно умилостивил их.

В обязанности эриний входило выслушивать жалобы смертных о случаях непочитания младшими старших, детьми родителей, хозяевами гостей или унижения власть имущими тех, кто обратился к ним за помощью. Особо суровы были они к отце- и матереубийцам и клятвопреступникам. Виновных в таких преступлениях эринии гнали из города в город, не давая им ни минуты, чтобы перевести дух или отдохнуть; жертвы эриний теряли рассудок и часто умирали мучительной смертью.

Эринии преследовали и свели с ума Алкмеона, убившего, мстя за гибель отца, свою мать Эрифилу. Когда Мелеагр убил своих дядьев, эринии велели его матери Алфее вынуть из ларца и бросить в огонь недогоревшее полено, тем самым она убила своего сына. Даже после оправдания ареопагом Ореста, отомстившего за смерть своего отца Агамемнона убийством своей матери Клитеместры, эринии, не соглашаясь с решением суда и оставаясь глухими к доводам Аполлона и красноречию Афины, продолжали преследование юноши. Чтобы умилостивить их, ему пришлось отправиться в Тавриду и доставить оттуда в Дельфы статую Артемиды, после чего эринии оставили его в покое.

Выполняли эринии и поручения богов. По указанию Аида они бичевали приросших к каменному трону забвения Тесея и Пейрифоя. Ненавидевшая Энея богиня Гера послала эринию Алекто, чтобы та, проникнув в грудь царицы Аматы в виде змеи, восстановила ее против брака ее дочери с Энеем, а затем убедила царя рутулов Турна объявить Энею войну.

Мстительные эринии наказывали не только виновных в тех или иных преступлениях, но и их детей, например, они заставили жестоко страдать за отцовские прегрешения несчастных дочерей Пандарея.

Опасаясь упоминать страшных эриний по имени, в разговоре их обычно называли эвменидами, т. е. «добрыми». Говорят, так впервые их назвал Орест, когда, через год после своих невероятных приключений в Тавриде, он сжег в Карнее в честь эриний черную овцу, чем окончательно умилостивил злобных дочерей Геи. Эвменидами эриний стали называть уже после того, как они из богинь мщения превратились в божества благодати, предотвращающие несчастье и дарующие плодородие.

Суд над Орестом

Согласно мифу, эринии преследовали Ореста, за убийство матери, которое тот совершил по велению Аполлона. Аполлон смог лишь на время усыпить богинь-мстительниц, защищая Ореста. Конец же преследованию положила Афина-Паллада, проведя первый в истории мифической Греции суд, суд над Орестом, в результате которого герой был оправдан. Эринии пришли в ярость, поскольку суд отнял их исконное право карать муками нарушившего закон (мифический переход от мести к правосудию).

Однако Афина усмирила гнев богинь, убедив эриний остаться в Аттике, пообещав, что все афиняне будут воздавать почести древним богиням. С тех пор как эринии сменили гнев на милость, их стали называть Эвменидами (от др.-греч. Εὐμενίδες, то есть милостивые, благосклонные).

Эвмениды у Эсхила отождествляются с Мойрами.

В литературе и искусстве

Неоднократно упомянуты в «Илиаде» и «Одиссее». Три Эринии упоминаются лишь у Эврипида, а их имена — у александрийских поэтов. Им посвящен LXIX орфический гимн, а также (как Эвменидам) LXX орфический гимн. Хор Эриний участвует в трагедии Эсхила «Эвмениды», также, видимо, в трагедиях Ахея Эретрийского и Энния «Эвмениды». Эриния (Фурия) действует в трагедии Сенеки «Фиест».

Эриний и фурий изображали с волосами из змей, чёрной собачей мордой вместо лица и крыльями летучей мыши. Но существовали и другие изображения, на которых богини представлялись охотницами, с факелами и кнутами.

Согласно Данте Алигьери, они обитали в преисподней, где царит властительница вечных слез  Прозерпина (греч. — Персефона) — супруга Плутона.