Эос

Έως, Αύως

Табл. 10, 25, 26, 27, 28, 30, 42, 82, 96, 123.

 

Эос.

Дочь титана Гипериона и титаниды Фейи или дочь Гелиоса и Никты.

Эос (Heos, Έως, Αύως, эол. Αυως/Авос, ион. ‘Hώίς, дор. ‘Αώς, атт. ‘Έως, у Анненского Эо; из прагреч. ausos, микен. a-wo-i-jo; сюда же относится лат. Aurora)  —  богиня утренней зари.

Имя Эос происходит от праиндоевропейского корня h-aus-os.

В римской мифологии Эос соответствует Аврора, в балтской — Аушра, в индоарийской — Ушас. Её называют Паллантиадой.

Рано утром розовоперстая Эос вставала на востоке, восходила в колесницу, запряженную прекрасными лошадьми Лампом и Фаэтоном, и спешила на Олимп, где извещала о приближении своего брата Гелиоса.

Ее первым мужем был титан Астрей, которому она родила Анемы-ветры, утреннюю звезду Эосфора и, по мнению многих, все остальные Астры-звезды на небесах.

Некоторые авторы считают дочерью Эос и Астрея также богиню справедливости Астрею, но другие утверждают, что ее родителями были Зевс и Фемида.

Оскорбленная тем, что застала однажды Ареса на ложе Эос, Афродита внушила Эос страсть к смертным юношам, которых она с тех пор стала соблазнять. Сначала ее возлюбленным стал Орион, потом Кефал, затем Клит.

Некоторые авторы утверждают, что Эос похитила также Ганимеда, но Зевс отнял его у нее. Наконец, Эос влюбилась в троянского царевича Тифона, родственника Ганимеда, унесла в свое жилище на востоке и сделала своим мужем. Она упросила Зевса даровать Тифону бессмертие, и он удовлетворил ее просьбу. Хотя Эос кормила Тифона только нектаром и амбросией, со временем она стала замечать, что ее возлюбленный стал седеть и покрываться морщинами, а в голосе его появилась старческая дрожь. Она поняла, что забыла попросить Зевса вместе с бессмертием наделить Тифона вечной юностью, однако было уже поздно. Когда Тифон постарел, Эос заперла его в одной из комнат своего дворца, а затем превратила в цикаду.

Сыном Тифона и Эос был эфиопский царь Мемнон, погибший под Троей, сражаясь на стороне своего дяди Приама.

Некоторые авторы, правда, утверждают, что Тифон был сыном Эос.

Поэты, начиная с Гомера, описывали красоту Эос и её великолепие, называя её «розоперстой», «прекраснокудрой», «златотронной», «одетой в шафранный пеплос».

Её эпитет объясняют так: «Перед восходом солнца на небе появляются расходящиеся из центра розовые полосы, которые напоминают растопыренные пальцы руки».

Богиня с розовыми перстами, как её называет Гомер, поднимается утром со своего ложа, выплывает на своих божественных конях Лампосе и Фаэтоне из глубины моря и озаряет светом вселенную. Уже у Гомера Аврора называется богиней дня и отождествляется (в особенности у трагиков) с Гемерой (днём).