Эдип

Οἰδίπους

Табл. 14, 62, 117.

 

Эдип.

Сын фиванского царя Лаийя и Иокасты (Эпикасты) (или Эвриклеи, или Эвригании, или Эвригании).

Эдип (Oedipus, Oidípous,  Οἰδίπους)  —  царь Фив.

Оракул предсказывал Лаю, что если он женится на Иокасте, то умрёт от руки своего сына. Ослушавшись предсказания, Лай женится на Иокасте.

Когда Иокаста произвела на свет сына, Лай проткнул ему гвоздем лодыжки и отнес на гору Киферон. Здесь младенца нашли пастухи и передали Перибее, жене коринфского царя Полиба.

По другой версии, ее звали Меропа.

На третий день после рождения, зимой, Эдип брошен в горах, в долине Киферона. Ему сковали суставы ног. Там его нашел коринфский пастух. Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу, который воспитал его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги». Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа.

Некоторые авторы утверждают, что Лай не отнес сына на гору, а заключил в сундук, который затем бросили с корабля в море. Сундук прибило к берегу как раз в то время, когда там находилась царица Перибея, отдававшая распоряжения прачкам. Так или иначе, но Полиб и Перибея, не имевшие своих детей, обрадовались возможности воспитать случайно попавшего к ним ребенка, которого они назвали Эдипом, как собственного сына.

 

Правление в Фивах.

Когда он достиг зрелости, ровесники стали обвинять его, что он приемыш, тогда он отправился в Дельфы.

Однажды уже возмужавший Эдип подвергся на пиру насмешкам, что он не похож на своих родителей. Чтобы выяснить причину явного несходства, он отправился в Дельфы, где узнал от пифии, что ему суждено убить своего отца и жениться на своей матери. Поскольку Эдип считал своими родителями Полиба и Перибею и любил их, он решил не возвращаться в Коринф и отправился в Беотию. Следуя пешком по узкой дороге, он повстречал ехавшего в Дельфы на колеснице Лаия, не подозревая, что тот его отец; хотя, впрочем, и Лаию не пришло в голову, что перед ним его сын. Лаий приказал незнакомому юноше уступить дорогу и пропустить того, кому он должен поклоняться. Эдип ответил, что он поклоняется только богам и своим родителям. Оскорбленный Лаий приказал своему возничему трогать. Колесо задело ногу Эдипа, и тот в ярости пронзил возничего копьем, а затем начал бить лошадей. Лошади под ударами Эдипа понесли, Лаий запутался в упряжи, упал наземь и погиб.

Либо согласно трагикам, Лай наехал колесом ему на ногу, за что Эдип убил его посохом.

Эдип убил также всех слуг Лая, кроме одного, которому удалось убежать.

Затем Эдип омыл кровь после отцеубийства в источнике, названном Эдиподия.

Он вернулся в Фивы и рассказал, что царя убили разбойники. Затем этот слуга отправился на дальнее пастбище и больше в городе не показывался.

Встреченный Эдипом на дороге Лай направлялся в Дельфы, чтобы узнать, как избавиться от чудовищной Сфинкс, которую наслала на Фивы богиня Гера в отместку за то, что много лет назад Лай похитил и совратил юного Хрисиппа, сына царя Пелопа. Сфинкс задавала каждому проходящему мимо фиванцу загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не сумевших дать правильный ответ она убивала и тут же пожирала. Так она погубила многих знатных фиванцев, в том числе одного из сыновей Креонта, ставшего после смерти своего зятя Лая правителем Фив. Чтобы избавить город от чудовища, Креонт предложил руку своей сестры Иокасты и фиванский трон любому, кто сумеет разгадать загадку Сфинкс и тем самым погубить ее. Когда Эдип пришел в Фивы, страшная Сфинкс задала свой вопрос и ему и впервые получила правильный ответ. «Человек, — сказал Эдип, — потому что он ползает не четвереньках в младенчестве, твердо стоит на двух ногах в юности и в зрелые годы и опирается на палку в старости». От огорчения Сфинкс бросилась в пропасть и разбилась. Некоторые авторы говорят, что Эдип победил Сфинкс в сражении.

Благодарные фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он стал супругом Иокасты (у Гомера она носит имя Эпикасты), не подозревая, что она его мать.

От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену. Другие версии называют женами Эдипа также Эвриганию и Астимедусу.

Некоторые авторы рассказывают, что, убив Лая, Эдип снял с него пояс и меч. Уже став царем Фив, он однажды, проезжая с Иокастой мимо места, где произошло убийство, рассказал о происшедшем жене и в доказательство показал взятые трофеи. Увидев их, Иокаста поняла, что ее нынешний муж — убийца прежнего, однако ничего Эдипу не сказала, а тем более не заподозрила в нем своего сына.

Эдип и Иокаста счастливо жили около двадцати лет. За это время у них родились двое сыновей, Полиник и Этеокл, и две дочери, Антигона и Исмена.

В наказание за такое преступление, пусть и совершённое неосознанно, боги послали на Фивы моровую язву и объявили, что язва не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лая.

Чтобы избавиться от язвы, Дельфийский оракул, к которому обратились фиванцы, потребовал изгнать из города убийцу царя Лая, а прорицатель Тиресий объявил Эдипу, что это он, Эдип, убил своего отца Лая и женился на собственной матери Иокасте. В это же время умер коринфский царь Полиб, и его вдова Перибея в своем письме Эдипу открыла обстоятельства его усыновления и тем самым, пусть и косвенно, подтвердила заявление Тиресия. Был найден также единственный свидетель убийства Лая, который опознал Эдипа. Все сомнения исчезли, от стыда и печали Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд.

Эдип еще несколько лет жил в Фивах, правил которыми Креонт, брат Иокасты. Когда выяснилось, что Эдип был женат на собственной матери, его сыновья, которые одновременно оказались и его братьями, потеряли к нему уважение. Однажды Полиник подал отцу вино в золотом кубке Лая, напомнившем Эдипу о совершенном им преступлении. В другой раз Полиник и Этеокл прислали ему недостойный его положения кусок жертвенного животного — бедро — вместо полагавшейся царю лопатки. Наконец, Креонт изгнал бывшего царя из Фив. Перед уходом в изгнание разгневанный Эдип проклял сыновей, завещав им делить наследство с мечом в руках.

Некоторые авторы говорят, что Эдип отправился в изгнание сразу же после самоубийства Иокасты, другие — что его выгнали из города собственные сыновья.

 

Смерть.

Затем несчастный слепец покинул Фивы и, пространствовав много лет в сопровождении своей дочери Антигоны, несмотря ни на что сохранившей преданность отцу, Эдип вместе с ней нашел прибежище и вступил на афинскую землю в Конном Колоне невдалеке от Афин.

Оракул предсказал особую удачу той местности, где бывший фиванский царь проведет последние годы жизни и умрет, поэтому Креонт пригласил его вернуться в Фивы. Эдип ответил отказом, что же касается попытки Креонта добиться своего силой, то она не имела успеха из-за вмешательства афинского царя Тесея. Благодарный Эдип заверил Тесея, что присутствие его в Аттике даже после смерти обеспечит Афинам полную безопасность от любого нападения фиванцев. Поэтому место, где похоронили

Эдипа, было известно лишь Тесею.

По мнению же Павсания, могила в святилище Эриний в Афинах, кости перевезены из Фив. Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах. Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии, а затем в священный участок Деметры. Надгробные игры по Эдипу упомянуты в «Илиаде».

Историю Эдипа рассказывают и по-другому. По некоторым свидетельствам, Иокаста по воле богов быстро узнала, что вышла замуж за собственного сына, и, не вынеся позора, повесилась, не успев родить ему детей. Эдип, хотя и опечаленный всем случившимся, еще много лет царствовал, в Фивах и то ли умер, преследуемый эриниями, то ли погиб в сражении. Его вторая жена Эвригания родила ему сыновей Полиника и Этеокла. Третья жена, Астимедуса, оклеветала перед ним своих пасынков, и он, поверив ей, проклял их.

 

Эдип в последующей традиции.

Предание об Эдипе встречается уже у Гомера, Гесиода и киклических поэтов. Эдип — действующее лицо трагедии Эсхила «Эдип», его сатировской драмы «Сфинкс»; трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне», трагедий Эврипида «Эдип» и «Финикиянки», трагедии Мелета Младшего «Эдиподия», трагедий Ахея Эретрийского, Ксенокла Старшего, Никомаха, Никомаха Афинского, Филокла Старшего, Диогена, Каркина Младшего, Феодекта, Тимокла и неизвестного автора «Эдип», двух трагедий Ликофрона «Эдип», комедии Эвбула «Эдип», трагедии Цезаря «Эдип» и Сенеки «Эдип».