Эак

Αι̉αχος, Αιακός

Табл. 31, 66, 130, 132.

 

Эак.

Сын Зевса и речной нимфы Эгины или сын Актея.

Эак, Аяк, Айак (Aeacus, Αι̉αχος, Αιακός)  —  царь острова Эгина.

Основатель рода Эакидов. Неоднократно упомянут в «Илиаде» и «Одиссее».

Зевс разделил ложе с Эгиной на острове Энона в образе орла. Здесь же, на Эноне, родился Эак. Повзрослев, он стал царем этого острова, переименовав его в Эгину.
С запозданием узнав о рождении Эака, супруга громовержца Гера в приступе ярости истребила всех обитателей Эгины. Тогда Эак воззвал к своему всемогущему отцу и стал умолять его заполнить народом опустевшую землю и дать ему столько же подданных, сколько муравьев ползло по стоявшему поблизости дубу — священному дереву Зевса. От молитвы Эака дуб задрожал, ветви его зашелестели. Эак стал целовать ствол и землю под дубом. Ночью во сне он увидел муравьиный дождь, падавший на землю со священного дерева; как только муравьи ударялись о землю, они тут же превращались в людей. Когда Эак проснулся, Теламон попросил его выйти из дома, чтобы посмотреть на приближающуюся толпу; в этой толпе он признал людей, виденных во сне. Эак поблагодарил Зевса и поделил землю между пришельцами, которых он назвал мирмидонянами, то есть муравьями.

Эак смолоду славился своей мудростью. Когда возник спор относительно прав на Мегару между Нисом и Скироном, его пригласили быть третейским судьей.

Женой Эака была Эндеида, дочь Скирона (или кентавра Хирона), которая родила ему сыновей Пелея и Теламона.

Эак был известен своим благочестием, поэтому, когда за преступление Пелопса, коварно убившего Стимфала, всю Грецию постигла засуха, Дельфийский оракул объявил, что избавить от нее могут лишь молитвы Эака. Так и случилось: Эак воззвал к своему отцу Зевсу, и засуха прекратилась.

Вместе с Посейдоном и Аполлоном строил стены Трои. Боги знали, что если они возведут их без участия смертного, город окажется неприступным и у троянцев появится соблазн не подчиняться богам.

Когда крепость была готова, на стены вползли три змея, два из которых пали, а один смог переползти только через ту часть, которую строил смертный Эак, что было истолковано как предзнаменование, говорящее о том, что город будет взят потомками Эака.

Это пророчество сбылось в лице Теламона и Аякса.

Позже у Эака появился еще один сын, Фок, которого родила ему нереида Псамафа. Младший сын стал любимцем Эака, к чему старшие относились не равнодушно.

А замечательные успехи Фока в атлетических играх вызывали зависть Теламона и Пелея, и они потеряли разум. Подстрекаемые своей матерью Эндеидой, опасавшейся, что Эак завещает царство Фоку, Теламон и Пелей убили своего сводного брата, после чего были изгнаны отцом с Эгины. Последние годы своей жизни Эак провел без сыновей, в печальном одиночестве.

Участник индийского похода Диониса. Судил гонки на колесницах в играх по Офельту, состязался в борьбе на этих играх, в метании копий.

Почитался богами-олимпийцами за справедливость и часто служил судьей в их спорах. Ненавидела Эака только Гера, наславшая на его остров густой туман, державшийся четыре месяца. Множество ядовитых змей, появившихся из тумана, наполнило источники и ручьи острова, и вымерло все живое. Гера, гневаясь на Эгину, послала в воду змея (или много тысяч змей), который отравил ее, и пившие ее умирали.

Остались только Эак с сыновьями. Был одарен новыми подданными (мирмидонянами) — трудолюбивыми муравьями, которые ползали у дуба, и Зевс превратил их в людей. Либо они ползали на фиговом дереве. Либо Зевс вырастил для него людей из земли. Окружавшие Эгину скалы — дело рук Эака.

По Варрону, Эак первым основал храм. Эак был самым благочестивым из людей. Когда в Элладе был неурожай, Эак сотворил за нее молитву Зевсу Всеэллинскому, и неурожай прекратился. На Эгине стояли фигуры послов, отправленных некогда эллинами к Эаку. Этот неурожай был из-за убийства Стимфала, либо Андрогея.

Рассказывают, что Зевс намеревался спасти Эака (как и других своих сыновей — Миноса и Радаманфа) от бремени старости и даровать ему бессмертие, однако этому воспротивились мойры, и Зевс, милостиво согласившись с запретом богинь судьбы, дал хороший пример для подражания другим олимпийским богам.

После смерти за свои добродетели он стал одним из судей в подземном царстве Аида наряду с Миносом и Радаманфом.

По другой версии — стал ещё и привратником подземного царства. Он охраняет ключи от Аида и проверяет, чтобы количество душ, поступивших в царство мертвых, совпадало с количеством, указанным Атропос.

Надгробный памятник на Эгине в ограде Эакиона.

 

Действующее лицо в комедии Аристофана «Лягушки» (в Аиде).