Хариты

Χάριτες

Табл. 24, 31, 69, 87.

 

Хариты.

Дочери Зевса и Эвриномы или дочери Леты, или дочери Аполлона и Эглы (или Эванфы), или дочери Гелиоса и Эглы, или дочери Диониса и Афродиты (или Корониды).

Хариты (Charitai, Χάριτες — χάρις, «изящество, прелесть»)  —  три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям (Gratiae). Хариты, как богини изящества, прелести и красоты, были даровательницами вдохновения и приближенными к искусству. Элемент «Харис» включает микенское слово ka-ri-si-jo. Согласно Гомеру, — «прислужницы Афродиты». Их жилище рядом с Музами, что подчеркивает их близость. Их культ в Орхомене.

Согласно Гесиоду и Ономакриту — дочери Зевса и Эвриномы. Упоминаются Пиндаром:

  • Аглая (Ἀγλαϊα, «ликование», «красота», «блеск»). Жена Гефеста. Вестница Афродиты.
  • Эвфросина (греч. Εὐφροσύνη, «радость», либо «благомыслящая»).
  • Талия (греч. Θαλία, «изобилие»).

У римлян 3 грации: Castitas, Pulchritudo, Amor («Целомудрие, Красота, Любовь»).

 

Другие предания о харитах.

Согласно Антимаху, хариты — дочери Эглы и Гелиоса. По Гермесианакту, одна из них — Пейто. Согласно Каллимаху, дочери Илифии. По Сервию, дочери Диониса и Афродиты. Иногда именуются дочерьми Океана и Эвриномы, либо Диониса и Корониды.

Пасифея — одна из харит, согласно Гомеру. Упоминается у Катулла и Павсания. Возлюбленная Гипноса. Именуется дочерью Диониса.

Спартанский поэт Алкман называет их Фаенна (Блеск) и Клета (Звук). Храм им на берегу Тиаса воздвиг лакедемонянин Харит, дав им эти имена. Либо почитание установил Лакедемон.

По афинянам, это Авксо («Прославляющая, умножающая») и Гегемона (либо у афинян их звали Весна и Осень).

Первый ватиканский мифограф называет одну из харит Эвгиала, очевидно, это ошибка вместо Аглая.

 

В литературе и искусстве.

Им посвящен LX орфический гимн.

В искусстве они обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV в. видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь (Castitas, Pulchritudo, Amor).