Фиест

Θυέστης

Табл. 64, 114, 115.

 

Фиест.

Сын Пелопса и Гипподамии.

Фиест, Тиест (Thyestes, Θυέστης)  —  брат Атрея, отец Эгисфа.

Упомянут в «Илиаде» как получивший скипетр от Атрея, а также в «Одиссее» упомянута его область. Мифы о Фиесте могут считаться самыми жуткими во всей греческой мифологии, превосходя даже мифы об Эдипе. Им была посвящена несохранившаяся драматическая трилогия Софокла.

 

Атрей и Фиест.

Род Пелопса был некогда проклят Миртилом, возничим царя Эномая, которого предательски убил Пелоп. С тех пор род Пелопса был обречен на злодеяния и гибель.

Вместе со своим братом Атреем он был изгнан отцом из Элиды после смерти сводного брата Хрисиппа, которого убила Гипподамия, чтобы помешать Пелопу объявить его своим наследником в ущерб ее сыновьям. Некоторые авторы говорят, что Атрей и Фиест знали о намерениях матери и даже отказали ей в помощи, но не воспрепятствовали убийству, однако, по другому свидетельству, именно они по наущению матери убили Хрисиппа. Братья нашли убежище в Микенах. Микенский царь Эврисфей, их родственник, как раз собрался выступить против сыновей Геракла и на время своего отсутствия назначил Атрея правителем.

Фиест постоянно боролся с братом за трон в Микенах.

Когда пришла весть о поражении и гибели Эврисфея, оракул посоветовал микенцам избрать себе в правители царевича из рода Пелопидов. Случилось так, что ранее Атрей поклялся пожертвовать Артемиде самого красивого барашка, который родится в его стаде в течение года; богиня решила испытать его и послала в отару златорунного барашка. Обуянный жадностью, Атрей сдержал клятву лишь частично, мясо барашка он принес в жертву, а из шкурки сделал чучело и спрятал в сундук.

Когда между братьями возник спор за власть в Микенах, Атрей стал объяснять свои претензии на микенский трон правом первородства и наличием у него златорунного барашка как свидетельства благосклонности к нему богов. С помощью жены Атрея Аэропы, ставшей его любовницей, он выкрал у брата золотое руно, которое тому подарил бог Гермес. Похитил он его, потому как боги сказали когда-то, что властвовать над Микенами будет тот, кому принадлежит златорунный овен.

Между тем Фиест, к которому питала тайное чувство Аэропа, молодая жена Атрея, с ее помощью уже выкрал чучело, объяснив Аэропе, что барашек был украден пастухами Атрея из его, Фиеста, части отары. В народном собрании он назвал Атрея хвастуном, пригласил старейшин к себе в дом и предъявил им барашка, доказав свое право на трон. Атрей воззвал к Зевсу о помощи, и тот в знак своего благоволения к нему изменил ход Солнца и других небесных светил. Гелиос, уже проделавший полпути по небу, повернул свою колесницу и направил коней в сторону утренней зари. Плеяды и другие звезды изменили путь своего движения, и в тот вечер Солнце в первый и в последний раз село на востоке.

Зевс прогневался на Фиеста за такой нечестный поступок. Небесными знамениями (солнце изменило свой путь по небу) он дал понять народу Микен, что овен достался Фиесту нечестным путем, и народ отказался признать его правителем.

Атрей взошел на трон Микен и изгнал Фиеста из города.

Царь Микен Сфенел дал Фиесту во владение Мидею.

По рационалистическому толкованию, открыл в небесах созвездие Овна, состязаясь с братом в мудрости.

Чтобы отомстить, Фиест выкрал сына Атрея — Плейсфена, и воспитал его как родного, вселив ненависть к Атрею. Он хотел использовать юношу так, чтобы тот убил отца, но тот сам пал от руки Атрея.

Когда Атрей узнал, кем был убитый, то решил отплатить Фиесту. Узнав же, что Фиест осквернил его супружеское ложе, Атрей пригласил брата вернуться в Микены, пообещав ему прощение и половину царства. На пиру по случаю примирения Атрей подал Фиесту угощение, приготовленное из мяса его зарезанных сыновей, и Фиест ел мясо своих детей. Даже боги содрогнулись от такого злодеяния, а Фиест узнав, кого он ел, в ужасе убежал в пустыни, и долго скрывался там. Фиест призвал проклятия на Атрея и его род, которые осуществились затем в судьбах Агамемнона и Ореста. Не ограничившись проклятиями, Фиест обратился к оракулу с вопросом, как ему отомстить, и получил ответ, что для этого нужно, чтобы его дочь Пелопия родила от него сына. Фиест застал Пелопию, жрицу Афины, за совершением ночных жертвоприношений и спрятался поблизости. Исполняя священный танец, Пелопия поскользнулась на крови принесенного в жертву животного и испачкала пеплос. Пока она отстирывала в храмовом пруду кровь с одеяния, Фиест овладел ею (некоторые авторы утверждают, что Фиест овладел Пелопией, не зная, что она его дочь). Пелопия не узнала отца, поскольку тот скрыл свое лицо под маской, однако ей удалось вытащить и спрятать его меч. Вскоре Пелопия вышла замуж за Атрея, который не знал, что она — дочь его брата и злейшего врага. У нее родился сын Эгисф, зачатый от Фиеста, и она отнесла его на гору, где младенца подобрали и вскормили козьим молоком пастухи. Атрей был уверен, что родившийся ребенок — его сын, а действия Пелопии объяснил помутнением ее рассудка. Поэтому он забрал Эгисфа у пастухов и стал его воспитывать как родного сына.

Позже его приютил царь ЭпираФеспрот.

Съеденных сыновей упоминает Кассандра. Сыновей (съеденных им) звали Аглай, Каллилеонт и Орхомен; либо Тантал и Плейсфен (у Сенеки третий не назван по имени).

Боги же наслали неурожай на Микены, чтобы наказать Атрея и народ погибал от голода. Тогда Атрей спросил оракула, как остановить бедствие, и оракул ответил, что пока Фиест не вернется в Микены, там не будет спокойствия. Долго искал Атрей своего брата, но нашел лишь его сына Эгисфа и забрав во дворец, воспитал как родного.

 

Фиест и Эгисф.

Фиесту было предсказано, что сын, которого ему родит его дочь, отомстит за него брату. Он бежал к царю Феспроту, а затем в Сикион. Там скрывалась его дочь, которую он изнасиловал.

Спустя семь лет Сыновья Атрея Менелай и Агамемнон случайно узнали, где скрывается Фиест, и вернули его в Микены. Атрей бросил его в темницу и послал Эгисфа убить родного отца. Он велел семилетнему Эгисфу убить Фиеста во время сна.

Фиест обезоружил мальчика и, отняв у него меч, узнал в нем собственный. Он сразу узнал сына, и рассказал ему, кто он. На вопрос, как к нему попал этот меч, Эгисф, уже не чаявший остаться в живых, ответил, что получил его от своей матери. Когда Эгисф по приказу Фиеста привел в темницу Пелопию и та объяснила отцу, откуда у нее меч, Фиест признался ей, что меч ранее принадлежал ему. Охваченная ужасом Пелопия схватила злосчастный меч и вонзила себе в грудь.

Тут же в темнице они составили план как убить Атрея. Эгисф вернулся во дворец и сказал Атрею, что убил Фиеста, и тот поспешил на берег моря вознести дары богам, и там же Эгисф убил его, вонзив ему меч в спину.

Эгисф поступил, как ему было приказано. Он освободил Фиеста, и они захватили власть над городом, Фиест воцарился в Микенах.

Спасаясь от Фиеста, Агамемнон и Менелай бежали в Калидон к царю Ойнею, однако через несколько лет спартанский царь Тиндарей выступил против Микен и захватил город. Едва спасший свою жизнь у алтаря Геры, Фиест вынужден был дать Тиндарею клятву, что передаст трон Агамемнону как наследнику Атрея, а сам покинет город и никогда больше не вернется, после чего отправился на остров Кифера, где и умер.

Тиндарей дал им защиту и выдал за них своих дочерей: прекрасную Елену за Менелая, а Клитемнестру за Агамемнона. Некоторое время спустя Агамемнон вернулся в Микены, убил Фиеста и стал править там, где правил некогда его отец. Менелай же после смерти Тиндарея стал царем Спарты.

По другому рассказу, Тиндарей вернул на родину Агамемнона и Менелая. Фиест спасся, прибегнув к алтарю Геры, принес клятву и поселился в Киферии. Могилу его показывали по дороге из Аргоса в Микены, на ней стоял мраморный баран.

 

Образ в искусстве.

Действующее лицо трех трагедий Софокла («Фиест первый», «Фиест», «Фиест в Сикионе», трагедий Эврипида «Критянки» и «Фиест», трагедий Каркина Младшего, Агафона, Диогена, Клеофонта, Херемона, Аполлодора из Тарса, Пакувия, Энния, Вария и Сенеки «Фиест», комедии Аристофана «Фиест» (?). В трагедии Сенеки «Агамемнон» появляется его тень.