Тиресий

Τειρησιας, Τιρησιας

Табл. 63.

 

Тиресий.

Сын пастуха Эвера и нимфы Харикло.

Тиресий (Tiresias, Teiresias, Τειρησιας, Τιρησιας)  -  слепой прорицатель в Фивах.

Он из рода спарта Удея. Он отец Хлориды и Манто.

Причину слепоты Тиресия объясняют по-разному. По одной версии, его, еще мальчика, ослепила Афина за то, что он нечаянно увидел целомудренную богиню обнаженной, когда та купалась в источнике. Чтобы утешить свою любимицу Харикло, Афина приказала змее вылизать мальчику уши, после чего Тиресий стал понимать язык вещих птиц, а также наделила его даром прорицания и продлила жизнь до семи поколений. Согласно Гесиоду, Тиресий застал на горе Киллене в Аркадии двух спаривающихся змей и, когда они набросились на него, убил самку. Тотчас же он превратился в женщину и стал знаменитой гетерой. Ровно через семь лет (или 8 лет) спустя, на том же месте он застал такое же зрелище, и, на этот раз убив самца, снова стал мужчиной.

Либо он отрубил змее голову по дороге из Фив в Глисант, либо это было на Кифероне. Согласно Птолемею Гефестиону, превращался в женщину семь раз, отчего критяне называют его «дочерью Форбанта».

Вскоре Гера стала в очередной раз стала ссориться с Зевсом за его супружеские измены. Зевс стал утверждать, что, когда он делит с ней ложе, она извлекает из этого больше удовольствия, чем он, поскольку женщины всегда получают больше удовольствия от любви, чем мужчины. Гера не согласилась и заявила, что все совершенно наоборот. Поскольку Тиресий на своем опыте изведал свойства обоих полов, Зевс и Гера привлекли его, чтобы рассудить их спор о том, кто получает больше удовольствия от любовного соития — мужчина или женщина.. Тиресий ответил, что «из десяти частей любовных наслаждений у женщин — трижды три, а у мужчин — одна». Гера в гневе ослепила Тиресия, но Зевс восполнил потерю. Он наделил Тиресия вместо зрения способностью прорицать и дал ему жизнь, равную семи поколениям (или удлинил её в девять раз).

По словам Гесиода, мужчина получают одну долю из 10-ти (либо 10 из 19-ти), либо одну из 4-х.

Существовала и другая (менее популярная) легенда: в юности Тиресий увидел обнажённой купавшуюся Афину и был ею за это лишён зрения. После Афина, поддавшись мольбам Харикло, сжалилась над ним, но уже не могла отменить своего наказания и дала ему взамен дар прорицаний. Согласно Ферекиду, его ослепила Афина, так как он увидел её обнаженной. Тогда Афина изощрила его слух, так что ему стал понятен язык птиц.

Либо ослеп на седьмом году жизни, открыв людям волю богов.

 

Прорицатель и герой мифов.

Тиресий жил недалеко от Фив и прославился своими пророчествами.

Он объявил фиванскому царю Эдипу, что тот, убив своего отца Лая, женился на собственной матери Иокасте. Перед нападением на Фивы семи вождей Тиресий предсказал, что победа останется за фиванцами, если кто-нибудь из их царевичей добровольно принесет себя в жертву Аресу. Это сделал один из сыновей Креонта. После разгрома нападавших Тиресий предупредил Креонта, что боги требуют от него похоронить Полиника и выпустить из пещеры Антигону. Промедлив с выполнением этого требования, фиванский царь потерял своего сына Гемона и его невесту Антигону, а также свою жену Эвридику и остался в одиночестве со  своими бедствиями, которые

призвал на себя своим неразумием.

Во время нападения эпигонов, сыновей ранее погибших под Фивами семерых вождей, Тиресий предсказал фиванцам, что на этот раз их город будет захвачен и разграблен, и посоветовал им бежать той же ночью. При этом он добавил, что ему самому суждено жить лишь до того момента, когда Фивы окажутся в руках эпигонов. Фиванцы вняли совету Тиресия и под покровом ночи бежали на север. Ушедший с ними Тиресий на рассвете испил воды из источника Тельфуссы и неожиданно умер.

Вблизи этого источника его и похоронили.

Либо взят в плен и умер у Тильфусы (рядом с Галиартом). Могила у источника Тильфосса, там надгробный памятник. Умер в Галиарте, его кенотаф был в Фивах.

Либо умер в Колофоне, где его похоронили Калхант, Леонтей и Полипет. Одиссей встретил его в царстве мертвых. Ойоноскопейон (место гадания по птицам) Тиресия показывали в Фивах.

Некоторые версии, правда, утверждают, что, когда Манто, дочь Тиресия, по повелению Аполлона переселилась в Малую Азию, вместе с ней туда отправился и Тиресий. Там же, в Колофоне, он умер и был похоронен Калхантом и другими прорицателями, которые собрались, чтобы оказать ему последние почести.

Тиресий сохранил свои пророческие способности и после смерти. Чтобы узнать, какая судьба уготована ему на Итаке, Одиссей по совету волшебницы Кирки нашел прорицателя в царстве мертвых. Напившись крови жертвенных животных, Тиресий предупредил Одиссея, чтобы тот ни в коем случае не дал своим людям похитить скот Гелиоса, также он сообщил, что на Итаке его ожидают большие беды, но ему удастся отомстить за себя негодяям, которые проживают его добро, однако на этом его странствия не закончатся. Он должен взять корабельное весло и странствовать до тех пор, пока не встретит не знающих моря людей. Если это весло примут за лопату, его странствия закончатся. Пусть тогда он принесет жертву Посейдону, вернет себе Итаку и, благополучно дожив до глубокой старости, получит свою смерть из-за моря.

Поведал Амфитриону о близости Зевса с Алкменой.

 

Тиресий у античных авторов.

Вызван Одиссеем из Аида, предсказывает ему варианты будущего. Действующее лицо трагедии Эсхила «Вызыватели душ», трагедий Софокла «Царь Эдип» и «Антигона», трагедий Эврипида «Вакханки», «Финикиянки», Сенеки «Эдип».

Престарелый Тиресий, пользующийся общим почтением, говорящий от лица богов, спорящий с царями, порицающий их и дающий им советы — важный герой античных произведений на сюжеты из «фиванского» цикла мифов: «Царя Эдипа» Софокла (где он первым знает, что осквернение Фив произошло из-за самого Эдипа), «Антигоны» того же автора, «Финикиянок» Эврипида (где появляется вместе с дочерью) и «Вакханок» того же автора (где роль Тиресия носит трагикомический характер: мудрому и степенному прорицателю приходится надеть пятнистую шкуру, увенчать голову плющом, плясать во имя Вакха, «позоря свою старость» в глазах фиванцев).

Тиресий появляется (в виде тени) в «Одиссее» Гомера — вызванный из подземного царства, предсказывает Одиссею его дальнейшую судьбу и указывает, как тому следует поступать.

Легенда о двух змеях и споре Зевса с Герой излагается в «Метаморфозах» Овидия; о гневе Афины — обработана Каллимахом в гимне «На омовение Афины».