Тидей

Τυδεύς

Табл. 37, 73, 107.

 

Тидей.

Сын Ойнея Калидонского и его второй жены Перибойи (или Горги), или сын Ареса и Перибойи, или сын Гиппострата и Перибойи.

Тидей (Tydeus,  Τυδεύς)  —  отец Диомеда, аргонавт.

Этот герой упоминается в «Илиаде» и у Эсхила в трагедии «Семеро против Фив».

Отличавшийся вспыльчивым характером, Тидей совершил убийство.

Отличавшийся вспыльчивым характером, Тидей совершил убийство. По одной версии, он убил своего брата, по другой — своего дяди Алкафоя, по третьей — злоумышлявших против Ойнея восьми сыновей другого своего дяди, Мелана.

По версии Гесиода, убил своих дядей: Агрия, Алкафоя, Мелана, Пилона.

По другой версии — злоумышлявших против Ойнея восьми сыновей другого своего дяди.

Мелана, вследствие чего вынужден был отправиться в изгнание.

Он нашел убежище в Аргосе у царя Адраста, который совершил над ним обряд очищения. В Аргосе получил приют также Полиник, изгнанник из Фив. Оба они пожелали стать зятьями аргосского царя, однако получили отказ. Адраст, имевший нескольких дочерей, боясь нажить себе сильных врагов при выборе зятя, ранее обратился к оракулу и получил ответ: «Впряги в колесницу вепря и льва, которые дерутся в твоем дворце». Однажды Полиник и Тидей затеяли во дворце спор о богатстве и величии своих городов, и могло бы совершиться убийство, если бы Адраст не примирил их. Поскольку на щите Полиника красовался лев (символ Фив), а на щите Тидея – вепрь, символ Калидона (либо, по Эсхилу, на щите звезды и полная луна).

Вспомнив пророчество, Адраст отдал им в жены своих дочерей: супругой Тидея стала

Деипила, которая родила ему Диомеда, будущего участника Троянской войны.
Решивший помочь зятьям вернуть троны их городов, Адраст посоветовал начать с Фив. Тидей стал одним из семи вождей, отправившихся в поход против этого города. По пути к Фивам Адраст, возглавивший поход, отправил Тидея к фиванскому царю Этеоклу с требованием, чтобы тот отрекся от престола в пользу Полиника. Получив от Этеокла решительный отказ, Тидей стал вызывать на атлетический поединок поочередно всех фиванских вождей и каждый раз выходил победителем. Победы Тидея вызвали столь бурные чувства у фиванцев и их царя, что Этеокл приказал пятидесяти юным воинам убить его из засады, когда он будет возвращаться из Фив в лагерь семи вождей. Тидей перебил всех нападавших и лишь одного, Меонта, отпустил, чтобы тот мог сообщить фиванцам о случившемся.

На Немейских играх состязался в борьбе.

Один из Семерых против Фив, стоял у Кренидских ворот (либо у Претовых, или у Гомолоидских).

Пал в числе семи при Фивах. Во время осады города Тидей, возглавивший штурм на Пройтидские ворота, вступил в поединок с фиванцем Меланиппом, который ранил его в живот. Питавшая симпатию к Тидею богиня Афина, увидев своего любимца раненым, поспешила к Зевсу, чтобы попросить у него живительный элексир, который излечил бы Тидея. Понявший намерения богини, аргосский прорицатель Амфиарай, ненавидевший Тидея за то, что тот был одним из самых ярых сторонников похода и не пожелал слушать его, Амфиарая, предостережений, отрубил голову Меланиппу и положил ее на грудь раненого Тидея.

Тот выпил мозг из черепа Меланиппа, на что и рассчитывал Амфиарай. Ужаснувшаяся жестокости Тидея, Афина возненавидела его и не дала ему лекарство, которое выпросила у Зевса.

Могилу Тидея показывали в Фивах.

 

Действующее лицо трагедии Феодекта «Тидей».

Данте помещает его в девятый круг ада.