Тантал

Τάντᾰλος

Табл. 66, 67, 109, 114.

 

Тантал.

Сын Зевса и фригийской царицы, титаниды Плуто, или сын бога реки Тмола и Омфалы  (или, наоборот, Тмол  — его сын), или, по Ксанфу Лидийскому, сын Гименея.

Тантал (Tantalus, Τάντᾰλος)  —  царь Сипила во Фригии (Лидии).

По другой версии, царь лидийской Пафлагонии.

«tan» —  распространённый корень в критских текстах.

Его жена Диона, или Стеропа, или нимфа Эврианасса, дочь бога златоносной реки Пактола. Отец Пелопса и Ниобы, а также Бротея.

Некоторые считают, что сыном Тантала был также лидийский царь Тмол, супруг царицы Омфалы.

Как любимец богов, Тантал имел доступ к их советам и пирам. Такое высокое положение заставило его возгордиться, и за оскорбление, нанесённое богам, он был низвергнут в Аид. Он жил среди богов, и попросил у Зевса наслаждений. Зевс допускал его на трапезы богов, а Тантал рассказывал людям его замыслы.

По одной версии, предания, он разгласил тайные решения Зевса, либо рассказывал людям мистерии богов.

По другой версии, похитил со стола богов нектар и амброзию, чтобы дать их отведать друзьям.

По третьей версии, он совершил клятвопреступление, чтобы овладеть золотой собакой, похищенной для него из храма Зевса. Тантал принес ложную клятву, что не брал у Пандарея золотую собаку Зевса, за это Зевс сразил его молнией и навалил ему на голову гору Сипил. Гермес обнаружил пса (некоторые утверждают, что золотого пса украл Тантал и доверил его стеречь Пандарею). Наказав Тантала, Зевс оживил Пелопа, который и унаследовал царство своего отца.

Наконец, есть миф, что Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без лопатки, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне.

По ещё одному сказанию, жил в Пафлагонии и сообщал людям тайны богов. Став ненавистен богам, был изгнан из Пафлагонии Илом, после того как воевал с Илом и был побежден им.

Согласно Деметрию из Скепсиса, источником его богатства были рудники во Фригии и Сипиле.

Согласно историку Демоклу, в его царствование происходили землетрясения, которые разрушили гору Сипил, а Трою затопило волнами. Землетрясение, разрушившее Трою VI, зафиксировано археологически.

После смерти.

Его могила на Сипиле, её там видел Павсаний, рядом озеро Тантала. На озере Тантала Павсаний видел «лебединых» орлов.

По Гомеру, Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется.

По Пиндару, он висит в воздухе, а над его головой возвышается огромная скала, ежеминутно угрожающая упасть на него и раздавить.

Имя Тантал стало нарицательным, обычно выражение «танталовы муки» обозначает нестерпимые бесконечные страдания.

 

Проклятие рода Атридов.

Весь род Тантала был проклят: его внуки Атрей и Фиест оспаривали власть в Микенах. Атрей победил, но этого ему было мало: он убил детей Фиеста и угощал их мясом гостей на пиру. От кровосмесительной связи Фиеста с дочерью Пелопией родился Эгисф, который убил Атрея и его сына Агамемнона. Агамемнон поплатился за то, что принёс в жертву Артемиде свою дочь Ифигению. Когда Агамемнон вернулся с троянской войны, его жена Клитемнестра вместе со своим возлюбенным Эгисфом убили его. Дети Клитемнестры и Агамемнона, Электра и Орест, по совету оракула, убили свою мать и её сообщника.

Множество внуков и внучек Тантала (по разным свидетельствам, от 7 до 20) были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой, поплатившись за гордыню их матери Ниобы, которая похвалялась детьми перед Лето. Сама же Ниоба с горя обратилась в камень.

 

В литературе и искусстве.

Действующее лицо трагедий Фриниха и Пратина «Тантал», трагедии Эсхила «Ниоба», трагедии Софокла «Тантал», Аристия и Аристарха Тегейского «Тантал».

Его тень появляется в трагедии Сенеки «Фиест».

Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, в соответствии с описанием Гомера, из Архилоха добавлено описание нависшей скалы. Его статуя с чашей в Эфиопии.