Сисиф

Σίσυφος

Табл. 29, 35, 41.

 

Сисиф.

Сын Эола и Энареты.

Сисиф, Сизиф (Sisyphus, Σίσυφος)  —  строитель и царь Коринфа.

После смерти приговорён богами вкатывать в Аиде на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

Отсюда выражения «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

Согласно Гомеру — хитрый, порочный и корыстолюбивый человек. Первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом.

Женился на плеяде Меропе, дочери Атланта. Их сыновья: Главк, Орнитион, Ферсандр и Альм. Согласно поэме Эвмела, получил власть в Эфире (Коринфе) от Медеи.

По одному рассказу, наказанию в Аиде подвергнут из-за Эгины, дочери Асопа. Когда Асоп разыскивал ее, Сисиф согласился сообщить, что ее похитил Зевс, при условии, что Асоп даст ему воду в Акрокоринф.

Сохранились и другие варианты мифов, дающие объяснения причин столь тяжёлой кары, постигшей Сисифа (разглашение тайн богов, многочисленные ограбления путешественников, похищение и заточение бога смерти Танатоса и др.). Уже Алкей и Феогнид упоминают, что он пытался обмануть смерть, но безуспешно.

У Сисифа было стадо коров, которых начал воровать живший по соседству ловкий разбойник Автолик, сын Гермеса. У своего отца Автолик научился искусству менять внешний вид украденных им животных, а потому, хотя Сисиф и замечал, что его стадо постоянно редеет, а стадо Автолика увеличивается, уличить соседа в краже он не мог. Однажды Сисиф догадался вырезать на нижней стороне копыт своих коров особый знак; той же ночью Автолик опять угнал скот, а утром отпечатки на дороге явились для Сисифа достаточным доказательством воровства, и он созвал соседей в качестве свидетелей. Вместе они отправились к Автолику, но, пока во дворе гудела ссора, Сисиф поспешил в дом и соблазнил Антиклею, дочь Автолика, которую вскоре после этого выдали замуж за Лаэрта. От Сисифа у Антиклеи родился Одиссей, и то, как он был зачат, вполне объясняет его знаменитое хитроумие.

Сисиф основал Эфиру, которую впоследствии стали называть Коринфом, однако некоторые утверждают, что это царство он получил от Медеи в качестве подарка. Современники считали Сисифа отъявленным мошенником, презирающим законы богов и людей, но при этом соглашались, что он способствовал развитию коринфской торговли и мореплавания. Сисиф также учредил Истмийские игры — в честь своего племянника Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил.

Когда после смерти Эола фессалийский трон занял Салмоней, его брат, Сисиф, считавший, что этот трон по праву принадлежит ему, обратился к оракулу и получил ответ, что дети Сисифа, рожденные от племянницы, отомстят за него. Тогда он соблазнил прекрасную Тиро, дочь Салмонея, которая родила ему двоих сыновей. Вскоре она узнала, какими были истинные побуждения Сисифа, и, чтобы спасти отца, убила детей. Обвинив ее в убийстве, Сисиф изгнал Тиро, а заодно и Салмонея, из Фессалии и силой захватил отцовский трон. За это нечестие Сисиф наказан в Аиде.

Распространена версия мифа, в которой Сисиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену.

После того как Зевс похитил Эгину и ее отец, речной бог Асоп, пришел в поисках дочери в Коринф, Сисиф потребовал, чтобы тот обеспечил цитадель Коринфа непересыхающим источником. Когда Асоп сотворил источник Пирену, он открыл ему имя похитителя и указал место похищения. За это Зевс приказал богу смерти Танатосу бросить Сисифа в царство мертвых и подвергнуть вечной пытке за раскрытие божественных тайн. Однако ловкач Сисиф хитростью заключил Танатоса в колодки, попросив его показать, как ими пользоваться, и тому пришлось довольно долгое время (по одним свидетельствам, несколько дней, по другим — несколько лет) оставаться пленником в доме Сисифа. Создалась невероятная ситуация, когда никто не мог умереть — даже те, кому отрубали голову или разрубали тело на куски. Наконец бог войны Арес, чьи интересы от этого страдали больше всего, нашел и освободил Танатоса, а Сисифа связал и доставил в преисподнюю.

Но и тут сумел Сисиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сисифу вернуться ненадолго на землю — наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.

Сисиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.

Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сисифа в царстве мертвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса.

За проступки при жизни (до и после смерти), за то, что Сисиф выдал тайну Зевса, за то, что он обманул Аида и Персефону, а может, и за то, что всегда жил грабежом и часто убивал застигнутых врасплох путников, продавливая их огромным камнем, Сисиф получил соответствующее наказание. Боги приговорили Сисифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.

По другой версии, обманул и заковал в цепи самого Аида. В отсутствии Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторгает душу Сисифа и отводит ее в царство теней умерших.

В Аиде он выполняет работу. Изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах, вкатывает камень. Его могила на Истме известна немногим. У подножья Пирены находился Сисифей с развалинами святилища или дворца.

 

Действующее лицо сатировских драм Эсхила «Феоры, или Истмийские состязания», «Сисиф-беглец» и «Сисиф-камнекат», пьесы Софокла «Сисиф» (не дошло ни одной строки), сатировской драмы Еврипида «Сисиф», пьесы Крития «Сисиф».

Образ Сисифа получил отражение в древнегреческой драматургии, литературе нового времени (А. Камю, Р. Мерль) и изобразительном искусстве (Тициан).

Так, у Камю Сисиф — это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, который в этой бессмысленности обрел свой смысл и свою гордость.