Силен

Σειληνός

Табл. 85, 86.

 

Силен.

Сын Гермеса или сын Пана и нимфы.

Силен (Silenus, Σειληνός)  -  может пониматься и как имя собственное.

Местом рождения силена, играющего роль в сказаниях о Дионисе, считается во многих сказаниях Фракийская Ниса, где он был царём. Здесь он вскормил и воспитал Диониса, которого посвятил во все знания и искусства, научив, между прочим, виноделию и пчеловодству, и с которым жил в теснейшей дружбе.

Воспитатель и кормилец Диониса, сопровождал его в походах. Привык ездить на осле.

Воспитан в Малее, наложник наяды. Отец Марона, Астрея и Ленея.

Участник индийского похода Диониса.

Некоторые авторы говорят, что Мидас, желая насладиться мудростью учителя Диониса, сам поймал Силена, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил.

По сказаниям, силен неохотно делится с людьми знанием будущего: для этого надо его поймать хитростью и силой заставить пророчествовать. Так, Мидас поймал силена в своих садах, смешав воду источника Инна с вином и напоив допьяна падкого до вина бога. Силен был пойман фракийскими селянами и отведен к Мидасу, Мидас 10 дней пировал с ним. Попав к царю во власть, силен открыл ему сокровенное знание о природе вещей и поведал будущее. Согласно Феопомпу, Силен рассказал Мидасу о большом материке, лежащем за пределами обитаемого мира. Было это так. Однажды Силен отстал от свиты Диониса и улёгся спать в саду. Садовники связали его гирляндами цветов и поставили перед царем Мидасом, который узнал и радушно принял его. Силен рассказал Мидасу множество сказаний об континенте за рекой Океаном, отделенном от Европы, Азии и Африки, с множеством городов, населенных счастливыми долгожителями, живущими по справедливым законам. Описал он и ужасный водоворот, который не может преодолеть ни один корабль. Поведал о двух текущих рядом реках; деревья на берегу одной реки дают плоды, которые, если их съесть, заставляют человека стонать и плакать, пока он не исчахнет, но плоды с деревьев на берегу другой реки возвращают молодость старым людям. Очарованный выдумками Силена, Мидас держал его у себя целых пять дней и ночей (по другой версии — десять), а потом дал людей, чтобы те сопроводили его к Дионису.

Некоторые авторы рассказывают, будто Силен утверждал, что он принимал участие в битве олимпийских богов с гигантами и что именно он, а не Афина, убил Энкелада; однако, поскольку Силен всегда пьян, верить ему нельзя.

На сцене силены выступали в мохнатых хитонах. Герою Силену посвящен LIV орфический гимн. Он действует в ряде сатировских драм, например в «Следопытах» Софокла, «Киклопе» Эврипида.

 

Силены.

Силены (ед. число др.-греч. Σειληνός, Σιληνός, лат. Silenus) — божества собственно малоазиатской мифологии, отождествленные греческой драмой с сатирами, от которых они, однако, отличались как по происхождению, так и по демоническим свойствам.

По Павсанию, так называют сатиров, достигших преклонных лет. По происхождению силены связаны с лидийскими и фригийскими сказаниями о Вакхе и были первоначально божествами рек, источников и мест, изобилующих водой и богатой растительностью, в противоположность сатирам — демонам гор и лесов.

Близкое отношение силенов к водной стихии выражается, между прочим, в конских атрибутах их наружности (уши, хвост, ноги, копыта), так как конь — обыкновенный символ в группе водных божеств греческой мифологии. Благодаря своей конской породе силены были родственны также фессалийским кентаврам. Природа силенов представляет собой соединение, с одной стороны, животного, низменного, пьяного веселья и балагурства, с другой — серьёзного вакхического восторга, который проявляется в музыкальном творчестве и пророческом экстазе.

В греческих сказаниях о силенах отразились обе эти стороны демонического характера силенов, хотя вследствие смешения и слияния с сатирами силенам приписали больше смешных и животных черт, чем было в их природе; при этом многие атрибуты силенов — например атрибут осла, обычный в малоазиатских мифологических представлениях символ пророческого дара, — были извращены в сторону комизма.

Подобно греческим сатирам, малоазиатские силены были изобретателями национальной музыки, а именно сиринги и флейты, и обычными нежными спутниками горных нимф. Близкое отношение силенов к малоазиатской музыке доказывается мифом о Марсии, который в сказаниях называется силеном и богом реки, протекавшей через фригийский город Келены. В Греции силен также почитался как покровитель источников и гений плодородия, олицетворявшегося в Дионисе. Что касается музыкальных свойств греческих силенов, то Марсий на аттической сцене изображался как представитель устаревшей флейты, которая уступила представляемой Аполлоном кифаре. В связи с этим стоит рассказ о суде Аполлона над Марсием. Афина изобрела флейту, но бросила её как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьей был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам силену Марсию, произнёс приговор в его пользу. Тогда Аполлон содрал с Марсия шкуру, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Из крови силена или слез нимф, оплакавших гибель своего любимца, образовалась река, носившая его имя.

В свите Вакха силен фигурирует как пьяный его спутник; как таковой, он изображается с плешивой головой, толстым животом, волосами на теле, выражением опьянения на лице; он едет верхом на осле, поддерживаемый сатирами. Его изображали также смешивающим вино, или лежащим на меху, или сидящим с флейтой или сирингой. Нередко его окружают другие силены, которые поют, или пляшут, или играют на кифаре. Силенам родственны так называемые паппосилены или силенопаппы — обросшие волосами и зверообразные существа.

Храм Силена в Элиде. Могила одного Силена находится в стране евреев, а другого — у жителей Пергама.