Семела (Фиона)

Σεμέλη

Табл. 62.

 

Семела (Фиона).

Четвертая дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии.

Семела (Semele, Σεμέλη)  —  фиванская царевна.

Мифологическое имя неизвестной этимологии.

Принадлежит к циклу фиванских легенд о Дионисе.

Мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса. Гера, божественная супруга Зевса, в гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что её возлюбленный — действительно то божество, за какое выдаёт себя, а для этого просит Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и молниями. Семела послушалась этого совета и, когда Зевс отказал ей в этой просьбе, она отказалась делить с ним ложе. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела (или умерла от ужаса). Зевс спас от гибели недоношенный в лоне матери плод, вложив его в своё бедро и, когда наступило время, произвёл на свет Диониса. Либо Гермес выхватил из пламени малютку Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в бедро Зевса. В положенное

время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре.

Завистливые сестры Семелы, которых звали Агава, Ино и Автоноя, не признали божественное происхождение своего племянника Диониса, за что тот наслал на них вакхическое безумие, в порыве которого Агава растерзала собственного сына Пенфея.

Впоследствии Дионис, занявший свое место по правую руку от Зевса как один из двенадцати великих олимпийских богов, спустился в царство мертвых, где подкупил Персефону, подарив ей мирт за разрешение забрать Семелу с собой на Олимп. Чтобы остальные духи умерших не стали ей завидовать и не обиделись, он изменил ее имя и представил богам-олимпийцам как Тиону. Зевс даровал своей бывшей возлюбленной бессмертие и предоставил в ее распоряжение жилище, на что Гера, скрыв злобу, смолчала.

Согласно более древнему варианту, сохранённому Эврипидом в его трагедии «Вакханки», Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского покоя выпустили из себя зелёные ветви плюща, под прохладной сенью которого и спасся ребёнок.

Позднее в Фивах в то помещение, в котором находилась Семела, было запрещено входить. С неба вместе с молнией упал деревянный чурбан. Полидор отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом.

Когда сын Семелы, после многочисленных подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошёл в преисподнюю и, торжествуя победу над силами ада, вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу богов под новым именем Фионы (Thyone). Дионис вначале привел ее в храм Трезена. Изведение Семелы из Аида изображалось на празднике Героида в Дельфах. Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в священных ли таинствах, или в весёлых торжественных странствованиях по земле.

Уже Гесиод и Пиндар, оба — беотийские поэты, упоминают о Семеле, как о небожительнице.

 

Ей посвящен XLIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», трагедии Каркина Младшего «Семела», Диогена «Семела», трагедии Спинфара «Семела, пораженная перуном», ряда комедий и дифирамба Тимофея.