Рес

Ρήσος

Табл. 75.

 

Рес.

Сын Стримона и музы Клио (или Терпсихоры, или Эвтерпы, или Каллиопы).

Согласно Гомеру, сын Эионея.

Рес  (Rhesus, Ρήσος)  —  фракийский царь, защитник Трои.

Гектор сделал его царем Фракии. Его женой была Арганфона из Вифинии.

Псевдо-Эврипид исключает, что его матерью была Каллиопа.

Его задержала его женитьба на кеосской охотнице Аргантоне, которая предчувствовала смерть возлюбленного под Троей и долго не отпускала его на войну, и только на десятом году войны Рес прибывает в троянский лагерь. В первую же ночь становится жертвой Диомеда и Одиссея, которые нападают на спящих фракийцев, убивают Реса и двенадцать его соратников и угоняют знаменитых белоснежных коней Реса, про которых говорили, что они быстрее ветра. Захват лошадей Реса имел огромное значение, поскольку оракул предсказал, что Троя останется неприступной, если этим лошадям дадут троянского корма и напоят из реки Скамандр, но ни того ни другого люди Реса сделать не успели. Когда оставшиеся в живых фракийцы проснулись и увидели, что их царь убит, а его лошади исчезли, они в страхе бежали, и греки перебили почти всех бегущих.

По другому варианту (Пиндар), Рес в первый же день пребывания под Троей сражает в бою столько ахейцев, что Афина побуждает Диомеда и Одиссея пробраться ночью во вражеский лагерь и устранить его.

В 5 в. до н. э. останки Реса афиняне перевезли из Трои на Стримон, где основали Амфиполь.

По происхождению Рес, скорее всего, — речное божество, эпоним одноимённой реки в Троаде, его распространение на европейском материке относится к сравнительно позднему времени. Здесь отцом Реса считался речной бог Стримон, в то время как малоазийская традиция называла отцом Реса некоего Эионея.

 

Миф о Ресе получил обработку в трагедии «Рес», приписываемой Эврипиду, но относящейся, скорее всего, к 4 в. до н. э., и в переложении позднеэллинистического автора Парфения из Никеи (1 в. до н. э.).