Прометей

Προμηθεύς

Табл. 9, 10, 23, 32, 95.

 

Прометей.

Сын титана Япета и океаниды Климены или сын Япета и Мнемосины.

По Аполлодору — Япета и океаниды Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Эвфориону — сын Геры и гиганта Эвримедона).

Прометей, Промефей (Prometheus, Προμηθεύς)  —  титан.

Защитник людей от произвола богов. Его жена Гесиона.

Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий», против имени его брата Эпиметея, «думающего после», и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».

Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; точнее — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю.

Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости[13]. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Прометей, который был умнее других титанов, посоветовал им в битве с богами-олимпийцами действовать не силой, а сообразительностью, однако его не послушали, и тогда он предпочел воевать на стороне Зевса, убедив своего брата Эпиметея поступить так

же. После битвы он вступил в ссору с Зевсом относительно человечества.

Похищение огня.

Некоторые говорят, что Прометей сам слепил людей по образу богов из земли и воды, а жизнь в них вдохнула Афина. Другие утверждают, что люди и животные были созданы богами из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Непредусмотрительный Эпиметей щедро наделил способностями животных, оставив людей беззащитными; получилось так, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для выживания, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». К тому же Зевс решил извести человечество голодом, заставив лучшую часть пищи приносить в жертву богам, однако Прометей сумел перехитрить его. Когда решался вопрос, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую оставлять людям, Прометей содрал с быка шкуру и сшил из нее два мешка. Разделав тушу, в один мешок он сложил всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой — наименее соблазнительной частью любого животного, а во второй сложил все кости, спрятав их под толстым слоем жира. Зевс, которому Прометей предложил выбрать себе мешок, поддался на обман (как утверждают некоторые, он разгадал замысел Прометея, но не показал этого) и взял мешок с костями и жиром, которые с тех пор считались принадлежащими богам; однако он решил проучить хитроумного Прометея, лишив людей огня и вынудив их «есть свою мякоть сырьем».

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям.

По одной версии, взял его в кузнице Гефеста, по другой — с помощью Афины, поднявшись с черного входа на Олимп, зажег факел от огненной солнечной колесницы.

Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

В истолковании, он изобрёл «огневые палочки», от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний.

Кроме того, он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, читать, писать и считать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать; при этом он лишил их знания будущего, которым они раньше обладали, дабы не разбивать их сердец.

 

Наказание.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермес, либо Биа и Кратос пленили Прометея) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту. По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов.

Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения. Прилетавший каждый день (или каждый третий день) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет.

Некоторые версии, правда, говорят, что Прометей был наказан не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину, или потому, что был внебрачным сыном титана Эвримедонта и Геры, супруги громовержца.

Спустя тридцать (по другим версиям — тысячу или тридцать тысяч) лет Зевс по просьбе своего сына Геракла простил Прометея — после того как титан предупредил громовержца о нежелательности его брака с Фетидой, поскольку ее сын будет могущественнее своего отца. Однако мучения Прометея должны были длиться до тех пор, пока кто-нибудь из бессмертных не отправится добровольно вместо него в царство Аида.

Спустя тридцать (по другим версиям — тысячу или тридцать тысяч) лет Зевс по просьбе своего сына Геракла простил Прометея — после того как титан предупредил громовержца о нежелательности его брака с Фетидой, поскольку ее сын будет могущественнее своего отца. Однако мучения Прометея должны были длиться до тех пор, пока кто-нибудь из бессмертных не отправится добровольно вместо него в царство Аида. Геракл напомнил Зевсу о кентавре Хироне, который получил неизлечимую рану и мечтал расстаться с дарованным ему бессмертием. Все препятствия к освобождению Прометея исчезли, и Геракл, поразив орла стрелой прямо в сердце, дал Прометею свободу. Зевс повелел Прометею всегда походить на узника, для чего носить кольцо, сделанное из цепей и украшенное кавказским камнем; так появилось первое кольцо с камнем.

Его жертвенник в афинской Академии. Культ Прометея в Колоне. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея). По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного.

Когда Зевс, возмущенный преступлениями сыновей Ликаона, обрушил на землю девятидневный потоп, уничтоживший все человечество, спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, построивший по совету своего отца ковчег, и его жена Пирра. Из брошенных ими на речном берегу камней возникли новые люди. Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого.

 

В литературе и искусстве.

В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.

Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки».