Приап

Πρίαπος

Табл. 85, 86, 87, 89.

 

Приап.

Сын Диониса и Афродиты (или Дионы, или Хионы) или сын Гермеса, или сын Пана, или сын Адониса, или сын какого-то из сатиров из свиты Диониса.

Приап (Priapus, Πρίαπος)  —  древнегреческий бог плодородия.

Отцом Приапа называют также Зевса и Гермеса, а матерью — одну из нимф.

Бог полей и садов у римлян. Изображался с чрезмерно развитым половым членом в состоянии вечной эрекции. Своим непристойным видом он был обязан тому, что Гера наказала Афродиту за ее неразборчивость в любовных связях. Некоторые говорят, что Афродита, беременная Приапом от Диониса, сошлась с Адонисом; узнав об этом, ревнивая Гера устроила так, что ребенок родился с двумя фаллосами. Из-за своего уродства младенец был оставлен Афродитой в горах. Выращенный пастухами (по другим свидетельствам — нимфами, силеном или сатиром), Приап присоединился к свите Диониса.

Афродита родила его в Абарниде (Апарниде) близ Лампсака, но из-за его безобразия отказалась от него. Был изгнан из Лампсака из-за величины члена. Ему поклоняются там, где имеются выгоны коз и овец и где есть пчелы, но более всего в Лампсаке.

Однажды пьяный Приап попытался обесчестить целомудренную богиню Гестию, когда она задремала на сельском празднике, где присутствовали все боги и уже так пресытились угощением, что повалились спать. Однако в тот момент, когда Приап приготовился совершить свое черное дело, громко закричал осел, Гестия проснулась, призвала на помощь богов, и Приап в страхе обратился в бегство. С тех пор Приап возненавидел ослов. Приап победил говорящего осла Диониса в состязании в длине членов и убил того; либо побеждён и в гневе убил осла (осёл был вознесён на небо, став одной из звёзд Ослят: гамма и дельта Рака). Поэтому в Лампсаке ему в жертву приносят ослов.

В Лампсаке же Приап пытался соблазнить Диониса, но неудачно.

По вифинскому преданию, он обучил Ареса владеть оружием, но не прежде, чем сделал из него плясуна, за это Гера установила десятину от Ареса Приапу.

Римляне включили Приапа в крут божеств плодородия и считали его стражем садов, следящим за чистотой родников и правильным межеванием земли, покровителем рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводником и кутилой. Атрибутами Приапа были рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и музыкальные инструменты. Изображения Приапа можно было увидеть в лесах, садах, виноградниках, на дорогах, пасеках, пристанях и в публичных домах. Наиболее часто его изображали в виде старичка с фаллообразной головой, одной рукой поддерживающего полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — гениталии. Праздники в честь Приапа сопровождались сексуальным неистовством и весельем.

Первоначально местное малоазийское божество. В классическую эпоху культ Приапа распространился по всей Греции и Италии. Постепенно Приап утрачивает функции бога-покровителя и становится богом чувственных наслаждений и сладострастия.

Египтяне рассказывают миф о почитании члена Осириса. Также Приап отождествлялся с Протогоном. Сосуды в форме фаллоса называли приапы.

У Гомера и Гесиода он не упоминается. Упоминается в эпиграммах, в буколиках. Иногда его имя упоминается во множественном числе. Его святилище было в Орнеях (Арголида). Культ из Орней перенесён в город Приап.

Тихон — синоним Приапа и Гермеса. Первоначально это аттическое божество, близкое Приапу, фаллическое божество счастливого случая.

 

У Антифана была комедия «Воин, или Тихон».