Порос

Πόρος

Табл. 22.

 

Порос.

Сын Метиды.   

Порос (Porus, Πόρος)  —  сын Метиды, Мудрости (nfjjig — «мудрость», «мысль»).

Порос — муж Пении и отец Амура.

Порос (лорос; — «путь»), «средство для достижения чего-либо», «выход из трудного положения», «богатство». Отсюда алодш — «безвыходное положение», — явное олицетворение ловкости, сноровки во всех сложных положениях жизни — впервые упоминается в хоровой лирике. Алкман упоминает Пороса и Айсу — Судьбу (чтение Диля у Бергка — Гея — Земля) «старейшими из богов».

Схолиаст к этому месту пишет: «Он назвал Пороса одинаково с Хаосом, упомянутым Гесиодом». Здесь же Пения — олицетворение бедности («бедность»).

В комедии Аристофана «Богатство» она пытается доказать бедняку Хремилу, что спасение человека в труде и что без страха перед бедностью люди бы не трудились. Однако вся логика Пении тщетна, и Хремил предпочитает богатство.

У буколического поэта из Сиракуз Феокрита (III в.) в идиллии «Рыбаки» тоже есть слова, близкие к мыслям аристофановской Пении: «Только лишь бедность одна, Диофант, порождает искусства».

Миф о рождении Эроса от Пороса и Пении вымышлен Платоном; воспринимаемый аллегорически, он создает совершенно новый образ Эрота, не сравнимый ни с какой иной его трактовкой в античности. Здесь Эрот — начало демоническое, срединное между богами и людьми. Он вечно беден. Скитаясь, стремится, жаждет, ищет прекрасное, теряет все, что имеет. Он дерзкий софист, чародей и философ (софистом называет Эрота Арасп в «Киропедии» Ксенофонта — VI 1, 41).

Сократ усматривает суть Эрота в его «творческой силе, которая все пронизывает», «в его любви не просто к прекрасному, но к порождению и воспроизведению в красоте, что и есть стремление к Благу». Вся речь Диотимы есть не что иное, как прославление высшей красоты, к которой стремится человек, отрешаясь от любви к отдельным, конкретным, чисто чувственным объектам, телам и вещам. Только постепенно восходя от ощущения красоты в частностях материального мира к созерцанию идеи прекрасного, а также высшего Блага, можно понять сущность Эрота, т. е. вечного духовного рождения в красоте.

(Взято из «Цифровой библиотеки по философии» Пир. ок. 385-379 до н.э. (Платон Афинский) Часть 4).