Персефона

Περσεφόνη

Табл. 13, 31, 65, 79.

 

Персефона.

Дочь Зевса и Деметры или дочь реки Стикс.

Персефона (Persephone, Περσεφόνη)  —  богиня плодородия и царства мёртвых.

Встречаются также диалектные варианты Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта). В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия?), либо богине pe-re-swa (Пресва?).

Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.

Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (Либо еще Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.

Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство.

По Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса. Существовало несколько локализаций места похищения. По наиболее популярной, похищение произошло на лугу близ Энны, У озера Перг рядом с Генной (Энной) в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.

Девять дней и ночей искала свою дочь Деметра. Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Богиня запрещала деревьям плодоносить, а травам расти. На земле наступил голод, племя человеческое оказалось перед угрозой вымирания.

На десятый день, получив свидетельство Триптолема о происшедшем на глазах его брата Эвбулея похищении неизвестной девушки, Деметра призвала Гекату, и они отправились к всевидящему Гелиосу и заставили его признаться, что похитителем был Аид.

Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зерен (либо три зерна, о чем сообщил Гермес) граната, своего атрибутивного плода. В этом ее уличил Аскалаф, один из садовников Аида.

Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.

Чтобы успокоить Деметру, Зевс с помощью Реи, своей матери, решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе с Деметрой (как Кора), треть — в царстве Аида (как Персефона).

Либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида. Когда Персефона жила у Аида, природа замирала, а когда у Деметры — расцветала, плодоносила и ликовала.

Став супругой Аида и царицей подземного царства, Персефона достойно правила своими подданными. Некоторые авторы утверждают, что ее матерью была не Деметра, а нимфа Стикс, и Персефона с самого начала была царицей мертвых. Временами ей приходится заниматься и делами живых. Когда царь лапифов Пейрифой при помощи своего друга афинского царя Тесея попытался похитить Персефону, за что они оба были прикованы к скале в царстве мертвых, Персефона разрешила Гераклу вернуть Тесея на землю. Растроганная музыкой Орфея, она вернула ему Эвридику, и лишь по вине самого Орфея его возлюбленная все же осталась в царстве мертвых. Персефона передала царю миниев Афаманту и его жене Ино новорожденного Диониса, присматривать за которым Зевс поручил ей. Восхищенная преданностью Алкестиды своему супругу, Персефона вернула

ее Адмету еще более прекрасной, чем та была раньше.

Однажы по просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса, а затем, когда Афродита явилась за ним, не пожелала с ним расставаться. Спор богинь разрешил суд под председательством музы Каллиопы, которая разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую — с Афродитой, а третью — по своему усмотрению. Однако Афродита поступила нечестно: пользуясь своим волшебным поясом, она заставила Адониса отдать в ее пользу принадлежавшую ему часть года, а также присвоила часть года Персефоны. Справедливо вознегодовавшая Персефона отправилась к Аресу и заявила, что Афродита предпочитает ему красивого юношу. Воспылав ревностью, Арес обернулся диким вепрем, набросился на Адониса, когда тот охотился, и задрал его насмерть на глазах у Афродиты.

Персефона хранила верность Аиду, однако у нее не было от него детей. Порою добрая и милосердная, она была беспощадна, предотвращая очередное любовное увлечение своего супруга. Понравившуюся Аиду прекрасную нимфу Левку она превратила в белый тополь. Стоило Аиду произвести большое впечатление на нимфу Менту, как бдительная и ревнивая Персефона растерзала соперницу.

Некоторые говорят, что Персефона была матерью критского бога Загрея, которого она тайно зачала от Зевса, овладевшего ею в образе змея еще до того, как Аид унес ее в свое подземное царство.

В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.

По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию, либо Фивы, либо Кизик.

Персефона — владычица подземного царства. Обитает на краю света. Согласно орфикам, родила от Плутона Эвменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия.

Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнанно с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.

В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина — дочь Цереры.

 

Эпитеты и отождествления Персефоны.

  • Деспина.
  • Кора. «Дева». Имя Персефоны.
  • Лептинида. Эпитет Персефоны.
  • Обримо. Эпитет Персефоны.
  • Праксидика.

 

По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи, прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеей, сам превратился в змея, связал ее гераклейским узлом и совокупился с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога.

Персефоне соответствует римская Прозерпина. В Риме с ней также отождествлялась Либера.

 

Спутницы Персефоны.

  • Иахе (Яхе). Спутница игр Персефоны.
  • Каллигенейя. Нимфа, сторожившая Персефону.
  • Левкиппа. Спутница игр Персефоны.
  • Фено (Файно). Спутница игр Персефоны.