Пенелопа

Πηνελόπη

Табл. 43, 67, 86, 112, 126.

 

Пенелопа.

Дочь спартанского царя Икария и Поликасты (или наяды Перибойи, или Астародии, или Дородохи).

Пенелопа (Penelope, Πηνελόπη)  —  супруга Одиссея, мать Телемаха.

«Имя Пенелопы современные лингвисты сближают с названием породы уток пенелопс, которые отличаются тем, что, создав однажды брачную пару, сохраняют её на протяжении всей жизни». По словам Роберта Грейвза, «она — священная птица, утка с пурпурным оперением». О происхождении имени Пенелопы рассказывают разное. Одни говорят, что однажды Пенелопа, которую тогда звали иначе, чем-то вызвала гнев своих родителей, и те приказали Навплию бросить ее в море, но стая уток не дала ей утонуть и помогла добраться до берега. Пораженные увиденным, Икарий и Перибея смилостивились, и с тех пор дали дочери имя Пенелопа. Другие утверждают, что Навплий, желая отомстить Одиссею за подлое убийство своего сына Паламеда, сообщил Пенелопе ложную весть о смерти ее супруга; от отчаяния Пенелопа пыталась утопиться в море, но утки не позволили ей утонуть.

Пенелопа — персонаж «Одиссеи». Во время странствований Одиссея хитростью и коварством избавлялась от навязчивости женихов; она объявила, что выйдет замуж лишь тогда, когда кончит ткать саван своему свекру — Лаэрту Итакийскому, но ночью распускала каждый раз всё сотканное за день, до тех пор, пока не вернулся Одиссей. О пряже Пенелопы упоминает Гомер.

По Гомеру, у неё было 108 женихов, из них 15 названы по именам.

По другой версии, всего 136 женихов (по Аполлодору, есть перечень 129 имён) (см. перечень: Мифы островов Ионического моря).

Некоторые авторы считают, что Одиссей получил руку Пенелопы в качестве награды за победу в беге, другие — что Тиндарей, которому Одиссей мудрым советом помог выдать Елену за микенского царя Менелая и при этом не поссориться с остальными ее женихами, убедил своего брата Икария согласиться на брак Пенелопы с полунищим по спартанским меркам царем маленькой Итаки и еще нескольких крошечных островов. Икарий очень не хотел расставаться с дочерью и после свадьбы стал упрашивать зятя остаться в Спарте, а когда тот отказался, он долго шел за колесницей, в которой уезжали молодожены, умоляя Пенелопу не уезжать, но та низко опустила покрывало, тем самым показав свое несогласие покинуть мужа. На месте этих событий Икарий воздвиг изваяние в честь скромности.

Пенелопа родила Одиссею всего лишь одного сына — Телемаха, которому суждено было вырасти в отсутствие отца, так как судьба назначила последнему сначала десять лет воевать под Троей, а затем еще десять лет странствовать по свету, пытаясь добраться домой, на Итаку.

Считая Одиссея умершим, сто двенадцать знатных молодых людей с находившихся под его владычеством островов стали нагло ухаживать за Пенелопой в надежде жениться на ней и заполучить трон. Когда они в первый раз попросили Пенелопу сделать выбор, она заявила, что Одиссей несомненно жив, поскольку его возвращение домой предсказал надежный оракул. Спустя время женихи проявили больше настойчивости, но она сказала, что даст ответ, как только соткет саван на случай смерти старого Лаэрта, ее свекра. Целых три года она сидела над саваном — днем ткала, а вечером распускала работу. Так продолжалось до тех пор, пока женихи не разгадали ее хитрость. Все это время они развлекались во дворце Одиссея, пили его вино и совращали служанок.
Согласно Гомеру, Пенелопа сохранила верность своему мужу.

Она не узнала мужа, когда он после двадцатилетнего отсутствия под видом нищего странника пришел во дворец. Она выслушала его долгий рассказ о том, как он якобы встретился с Одиссеем, который скоро должен возвратиться на Итаку. На следующий день Пенелопа, уступая очередному требованию женихов сделать выбор, наконец объявила (как говорят, по внушению Афины), что согласна выйти замуж за того, кто согнет могучий лук Одиссея и чья стрела пролетит через отверстия в двенадцати топорах. Никто из женихов не смог справиться с этой задачей, а попытка никому не известного бродяги, под личиной которого скрывался Одиссей, принять участие в этом состязании вызвала у них протесты и оскорбления. Уже в ее отсутствие Одиссей с помощью сына и нескольких сохранивших верность своему господину слуг расправился с претендентами на руку его жены и трон Итаки.

Омывшись и надев богатые одеяния, Одиссей отправился к Пенелопе, которая по-прежнему не признала в нем мужа, хотя Афина и наделила его божественной красотой. Чтобы убедиться, что перед ней действительно Одиссей, она в его присутствии приказала приготовить ему постель не в опочивальне, а выдвинуть ложе из опочивальни в другую комнату. И только когда Одиссей напомнил ей, что это ложе он сам сделал из громадного пня маслины, окружив его стеной, и что сдвинуть его невозможно, Пенелопа поняла, что ее супруг действительно вернулся, ибо эта тайна была известна лишь им двоим.

Одиссею вскоре снова пришлось отправиться в странствия, чтобы умилостивить Посейдона. В его отсутствие править Итакой пришлось Пенелопе, поскольку, когда оракул объявил, что Одиссея убьет его собственный сын, Телемах отправился в изгнание. Пророчество сбылось: возвратившийся к жене Одиссей скоро стал нечаянной жертвой Телегона — своего сына от волшебницы Кирки. Проведя положенное время в изгнании, Телегон женился на Пенелопе; Кирка даровала им обоим бессмертие и перенесла на

Острова Блаженных.

После смерти Одиссея она вышла замуж за Телегона.

Некоторые версии, правда, утверждают, что Пенелопа не сохраняла верность Одиссею, а сошлась с Амфиномом или даже со всеми женихами по очереди, и плодом этого стал неприглядный бог Пан, при одном виде которого Одиссей со стыда бежал в Этолию, предварительно с позором отправив жену к ее отцу Икарию. Другие считают, что она родила Пана от Гермеса, который посетил ее в образе барана.

Есть версия, что Амфином соблазнил Пенелопу, и Одиссей за это убил её. Согласно мантинейскому сказанию, Одиссей признал её виновной в том, что она навела в дом ухажёров, она вернулась в Спарту, а затем в Мантинею, где умерла. Её курган около Мантинеи.

Фрэнсис Бэкон приводит версию, согласно которой Пан явился плодом беспорядочного сожительства Пенелопы со всеми женихами.

Есть другая версия, что Антиной соблазнил Пенелопу, и Одиссей отослал её к отцу Икарию, в Мантинее она родила Пана от Гермеса. Однако, по другой версии, матерью Пана считается другая Пенелопа.

 

Действующее лицо трагедии Эсхила «Пенелопа» и Филокла Старшего «Пенелопа», комедии Феопомпа «Пенелопа». Овидий сочинил письмо Пенелопы к Одиссею.