Омфала

Όμφάλη

Табл. 72, 102, 119, 120.

 

Омфала.

Дочь Иардана.  

Омфала (Omphale, Όμφάλη)  —  лидийская царица.

Дочь, — а по другим данным, рабыня, — бога реки Иардана (Ίάρδανος).

Жена, а затем вдова Тмола, бога горы.

По версии, мать Лида и Тиррена, а также, Лама и Меланфа.

Когда Геракл, в наказание за убийство Эвритова сына Ифита, был продан Гермесом в рабство, — по Ферекиду, продан за 3 таланта, а деньги, полученные за работу, ему следует вручить детям Ифита, — госпожой его оказалась Омфала, и 3 года, либо год, Геракл находился у неё в услужении. Геракл подарил ей боевой топор, лабрис, захваченный им у Ипполиты.

Согласно предсказанию пифии, Геракла купила Омфала, про которую говорили, что она своего не упустит. На службе у Омфалы знаменитый герой избавил Малую Азию от разбойников, которых было там великое множество, а также пленил керкопов — двух братьев-близнецов, слывших самыми отъявленными лгунами и обманщиками, каких только знал свет. Кроме того, Геракл убил Силея, заставлявшего всех чужестранцев работать на своих виноградниках, а когда лидийцы из города Итоны стали совершать набеги на землю Омфалы, вернул все ими награбленное, а город сровнял с землей. Наконец, на берегу лидийской реки Сангарий Геракл поразил стрелой огромного змея, уничтожавшего людей и урожай. Однако Омфала купила Геракла с целью приобрести не только воина, но и любовника. Она родила от пего сына Лама; некоторые также утверждают, что сыновьями Геракла и Омфалы были изобретатель трубы Тирсен и Гегелей, основатель аргосского храма Афины.

Очарованный ею Геракл позабыл о своей воинственности и мужественности, сложил у ног царицы дубину и львиную шкуру и облёкся в женские одежды. Вместо прежних тяжёлых работ ему приходилось теперь сидеть над пряжей в кругу рабынь и угождать прихотям любимой госпожи. Во время пребывания Геракла у Омфалы Грецию достигли слухи, что он, дескать, расстался со своей знаменитой львиной шкурой и вместо нее теперь носит женские наряды, что сидит он в кругу служанок царицы и расчесывает (прядет) шерсть, вздрагивая при каждом окрике своенравной хозяйки, при этом даже не испытывая стыда, а Омфала между тем облачается в львиную шкуру и носит палицу героя. Распускал эти слухи Пан, и он имел к этому причине. Однажды вечером Омфала и Геракл пришли к одинокому гроту, где решили для забавы поменяться одеждой. После ужина они отправились спать — каждый на свое ложе. В полночь Пан, влюбленный в Омфалу, пробрался в грот и, в темноте на ощупь отыскав шелковые одежды, решил, что они надеты на царице. Дрожащими руками он приподнял покрывало и нырнул под него. Проснувшийся Геракл вытянул одну ногу и лягнул Пана. Омфала проснулась и приказала принести огонь и они с Гераклом смеялись при виде наказанного Пана. С этого дня Пан мстил Гераклу, распространяя про него слухи.

У Омфалы от Геракла было несколько детей. Она родила Гераклу Агелая (либо Лама); либо родила Гераклу Тирсена. Она считалась родоначальницей лидийских царей, главным образом тех, которые происходили от ассирийских Гераклидов (см. Лид).

По истолкованиям учёных нового времени, это малоазиатская полубогиня, наполовину воинственного, наполовину женственного характера, покровительница удовольствий и представительница женской производительности. Её отождествляли иногда с финикийской Астартой или Афродитой-Уранией и считали богиней луны.

Действующее лицо сатировских драм Ахея Эретрийского и Иона Хиосского «Омфала», ряда комедий.Этим сказанием не раз пользовались поэты, например Ахей, Антифан, младший Кратин, Ион. Аспазия в комедиях выводилась под именем Όμφάλη νεά (Новая Омфала). Мифом об Омфале пользовались живописцы; так, известна Помпейская картина, на которой изображен Геракл, облаченный в женские одежды, в обществе женщин-рабынь и строгой царицы, отнявшей у героя атрибуты его воинственности.