Музы

Μοῦσα

Табл. 31, 69, 71, 103.

 

Музы.

Дочери Зевса и Мнемосины, или дочери Гармонии, или, по некоторым версиям, дочери Пиера.

Музы (Musae, Muses, Μοῦσα - мыслящие)  —  живущие на горе Парнас богини, покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка».

Их называют также аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиериды.

Первыми культ муз ввели великаны Алоады — От и Эфиальт. Считая, что муз три, они дали им имена: Мелета («опытность»), Мнема («память») и Аойда, Аоэда («песня»). Позже македонский царь Пиер установил, что муз девять, и дал им другие имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Полигимния, Талия, Терпсихора, Урания, Эвтерпа и Эрато.

Музы покровительствовали наукам и всей творческой деятельности, у каждой из них были свои функции. Каллиопа изображалась со свитком и палочкой для письма — муза эпической поэзии и знания, Клио с теми же атрибутами — муза истории, Мельпомена с трагической маской и венком из плюща — муза трагедии, Полигимния со свитком в руках в задумчивой позе — муза серьезной гимнической поэзии, Талия с комической маской — муза комедии, Терпсихора с лирой и плектром — муза танца, Урания с небесным сводом и циркулем — муза астрономии, Эвтерпа с флейтой — муза лирической песни, Эрато с лирой в руках — муза лирической поэзии и эротических стихов.

Выступали музы обычно под водительством бога искусств Аполлона. Во время устраиваемых богами на Олимпе праздников музы водили хороводы с харитами и орами и пели под волшебную музыку игравшего на лире Аполлона. Присутствовали они также

на свадьбах Кадма с Гармонией и Пелея с Фетидой.

Однажды отличавшийся необыкновенной красотой и искусством игры на кифаре фракийский певец Фамирид вызвал муз на состязание — музы победили его, а затем, в наказание за дерзость, ослепили и лишили голоса и умения играть на божественном инструменте. В другом случае девять дочерей Пиера, носивших те же имена, что и музы, вызвали муз на соревнование в пении — одержав победу, музы превратили их в сорок. За подобную дерзость музы выщипали перья у сирен и стали носить их на голове в качестве украшения.

Сыновьями Каллиопы и Эагра (по другой версии — Аполлона) были знаменитые певцы Айн и Орфей (по одной из версий, отцом Айна был музыкант Амфимар, по другим — матерью Лина была либо Терпсихора, либо Урания). От союза Каллиопы с Аполлоном родились Иалем и Гименей, детьми Каллиопы и Зевса (по другой версии — Талии и Аполлона) были корибанты. Сыном Каллиопы (по другой версии — Эвтерпы) считают также фракийского царя Реса, пришедшего на помощь троянцам и погибшего, так и не успев присоединиться к ним. Клио родила Гиакинфа, отцом которого был македонский царь Пиер. Дочерьми Мельпомены (по другой версии — Терпсихоры) и речного бога

Ахелоя были пожиравшие людей сладкоголосые сирены.

Прилагательное μουσική, подразумевающее τέχνη или ἐπιστήμη, вначале означало не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее».

 

По версиям (Цец), также называются имена семи Муз, описываемых, как дочери Пиера:

  • Нейло.
  • Тритона.
  • Асопо.
  • Гептапора.
  • Ахелоида.
  • Типопло.
  • Родия.

 

Эпитеты муз.

Эагриды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом.

 

Старшие музы.

Иногда говорят, что муз было три (таково мнение Эфора). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи. Согласно Мимнерму, дочери Урана и Геи. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре.

 

Музы Алоадов.

Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады. У Аполлодора нет старших муз.

  • Аэда  («Песнь»). Одна из старших муз.
  • Мелета  («Опытность»). Старшая муза.
  • Мнема  («Память») Старшая муза. Упомянута у Орфея.

Либо их четверо — Фелксиноя, Аэда, Арха и Мелета.

Дельфийская версия.

По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф, три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:

  • Гипата  («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
  • Меса  («Средняя»), покровительствует сфере планет.
  • Нета, или Нэта  («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.

 

Дочери Аполлона.

По Эвмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида.

  • Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
  • О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей.

 

Согласно Кратету, муз было восемь, по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).

Согласно Цецу, их было девять, — Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Эвника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.

Согласно Эпихарму, их было семь и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера.

 

Девять Пиерид.

Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды.

От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.

 

Другие имена муз.

 

По Плутарху, все Музы объединялись общим именем  Mneiae (Μνειαι), указывающим на связь с памятью.

Римляне отождествляли муз с каменами.

 

Музы в литературе.

Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).