Мойры

Μοῖραι

Табл. 1, 31, 69.

 

Мойры.

Порождения Никты.

Или дочери Зевса и Фемиды.

По версии Платона — дочери Ананке

Существует версия, что они дочери Кроноса.

Мойры (Moerae, Moirae, Μοῖραι — от μοῖρα, «участь, доля», у Гнедича “участь»)  -  богини судьбы. Упомянуты в «Илиаде» и «Одиссее».

Некоторые авторы говорят, что Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, может передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос уже вознамерилась перерезать нить жизни, поэтому люди в какой-то мере способны сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Молодые боги смеялись над мойрами, а Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета. Однако другие утверждают, что мойрам подвластен и сам Зевс.
Иногда мойры предупреждают смертных об уготованной им или их близким судьбе. На седьмой день после рождения Мелеагра мойры пришли в спальню к Алфее и объявили, что ее сын умрет, как только догорит пылавшее в этот момент в очаге полено. Алфея выхватила полено из огня, погасила его и спрятала в ларец. Во время калидонской охоты и последовавшей за ней войны Мелеагр убил ее братьев. Мстя за них, Алфея бросила в огонь спрятанное полено. Когда оно догорело, Мелеагр, сражавшийся в это время,

обессилел, и враги легко одолели его.

Мойры участвовали в битве олимпийских богов с гигантами (гигантомахии); ловко нанося удары медными пестами, они размозжили головы гигантам Агрию и Тоону. Они также помогли Зевсу расправиться с его врагом Тифоном, чудовищным порождением Геи. Когда Тифон бежал от громовержца на гору Ниса, мойры предложили ему нежные фрукты, заявив, что с их помощью он сможет восстановить свои силы, хотя на самом деле

плоды были смертоносными.

Мойры ревниво относятся к своей власти над смертными. Когда Асклепий достиг таких высот в искусстве врачевания, что смог по просьбе Артемиды воскресить Ипполита, уязвленные мойры заставили самого верховного Зевса умертвить знаменитого целителя.
Мудрые мойры помогли людям создать алфавит: они изобрели пять гласных и две согласные.

 

Три мойры.

Первоначально считалось, что своя Мойра есть у всех людей. С развитием олимпийской религии число Мойр было сведено к трем:

  • Клото́ (греч. Κλωθώ, «Пряха»,) — прядущая (нить жизни). Клото вернула жизнь Пелопу, предрекла Афине девственность.
  • Лахесис (греч. Λάχεσις, «Судьба») — определяющая судьбу жизни (длину нити). Лахесис наблюдала за родами Лето.
  • Атропос или Атропа (греч. Ἄτροπος, «Неотвратимая») — неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить.

 

По Гесиоду, их было три — Клото, Лахесис и Атропос; все они (у Гесиода и орфиков) — дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений. Платон в диалоге «Государство» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.

Айса — одна из мойр, дочь Ночи, согласно «Гимну Мойрам» Софокла.

Согласно варианту чтения, её упоминает Алкман. Упоминается в оракулах Сивиллы.

 

Представления о мойрах.

Раннее религиозное мировоззрение обозначало этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα, «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων. Из этого представления возникла вера в богинь-мойр, стоящих особо от других божеств.

Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, мойры называются греч. Μοϊραι κραταιαί (собств. греч. Μοϊρα κραταιή) или греч. Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах (греч. θέμιστες), называется, поэтому Мойрагетом (греч. Μοιραγέτης) — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса.

Храм Мойр был в Коринфе. У римлян Мойрам соответствовали Парки.

 

В литературе и искусстве.

Им посвящен LIX орфический гимн. Ахей Эретрийский был автором трагедии «Мойры».

В искусстве мойры изображались по-разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, в числе четырех, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух.

Герой книг Рафаэля Сабатини пиратский капитан Блад с иронией назвал свои корабли Клото, Лахезис и Атропос в знак того, что они будут вершителями судеб встретившихся на их пути мореходов.