Куреты

κουρῆτες

Табл. 3, 16, 68, 79.

 

Куреты.

Дети Зевса и Геры, или дети Аполлона и нимфы Данаиды, или родились из слёз Зевса, либо рождены Реей.

Куреты (Curetes, κουρῆτες)  —  название спутников Реи, а также название исторического племени. В микенских текстах есть некое божество ke-re-ta-o. Первоначально куреты имели, по-видимому, самостоятельное значение как демоны растительных сил земли.

Согласно неизвестному лирику, «куретов и корибантов Гелиос возрастил первыми из деревьев». По Диодору, девять куретов были либо земнородными (рожденными Геей), либо потомками Идейских дактилей. Они изобрели мечи, шлемы и пляски с оружием.

Куреты — мифические спутники Реи, сопровождавшие богиню, когда она искала место, чтобы тайно от Кроноса родить Зевса. Согласно легенде, куреты подняли невообразимый шум, дабы заглушить им крики новорожденного бога и тем самым спасти его от неминуемой гибели в чреве своего отца. В полном вооружении они охраняли Зевса-младенца на Крите, ударяя копьями о щиты. Зевс сам плясал. По словам Страбона, они представляли мифическую историю о рождении Зевса, что-то вроде сатиров у Зевса.

Согласно историку Истру, они приносили детей в жертву Кроносу. По Орфею, их три. Согласно орфическим поэмам, их предводительницей была Афина, которая увенчала их оливковой ветвью. Неоплатоники давали подробное описание чинов куретов.

Именуются «владельцами доспехов Арея». Состязались в беге в Олимпии.

Существует несколько рассказов о гибели куретов. По одному из них, Кронос превращает их во львов, а Зевс делает царями зверей. По другому сказанию, четыре курета (Лаий, Келей, Кербер и Эголий) осмелились войти в пещеру Зевса в медных доспехах, чтобы набрать мед священных пчел. Они увидели пеленки Зевса, и доспехи раскололись на их телах, и Зевс превратил их в птиц: певчего дрозда, зеленого дятла, кербера и сипуху, являющихся благоприятными предзнаменованиями (история изображена на амфоре из Вульчи 6 в. до н. э.). Либо Зевс перебил куретов, когда те по просьбе Геры спрятали Эпафа. Мегарон куретов был в Мессене.

Согласно рассказу Диодора, пять куретов — потомки первых куретов — прибыли на Херсонес Карийский, изгнали карийцев и обосновались в стране, разделив ее на пять частей, причем каждый из куретов основал город.

 

Им посвящены XXXI и XXXVIII орфические гимны.