Кибела (Рея Кибела)

Κυβέλη, Κυβηλη

Табл. 3, 12, 103, 122.

 

Кибела (Рея Кибела).

Дочь Урана.

Рея Кибела (Rea, Ρεα) (Cybele, Κυβέλη, Κυβηλη)  –  мать богов.

Минойский эквивалент богини Реи.

Цибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη). Кибеба — древнее имя Кибелы. В лувийских надписях IX в. до н.э. божество Ати Купапа упомянута на рельефе с изображением Тархунта.

Богиня, имеющая фригийские корни. Известна также под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. По функциям близка к богине Рее, иногда вплоть до отождествления. Согласно Страбону, получила свое имя от Кибел. Её храм в Сардах упоминает Геродот.

В греческой мифологии также  — мать Корибанта  от Ясиона и мать Никея от Сангария, а также мать Мидаса от Гордия.

Важную роль в мифах о Кибеле играет история Аттиса.

Кибела родила от Иасиона Корибанта. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой. Либо это девочка, вскормленная на горах зверями и получившая имя от горы Кибелы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса. Когда ее отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там ее полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев.

Пиндар написал ей дифирамб. Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве.

В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei, Матерь богов).

Её упоминает Пиндар. Ее статую создал Фидий. Храм ее в Пессинунте, называемый Агдистис, где похоронен Аттис, а также храм в Анагирунте (Аттика). Ей посвящены XIV гимн Гомера и XXVII орфический гимн.

Диндимена (Диндимида) — распространённый эпитет Матери богов, по названию горы Диндим над городом Пессинунт. Святилище Диндимены на горе над Кизиком основали аргонавты. Храм богини-матери Диндимены в Фивах воздвигнут Пиндаром.

 

Культ Кибелы.

Первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили; её любимцем является прекрасный юноша Аттис; кабиры также находятся в некотором отношении к её культу. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отождествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась «великой матерью богов».

От служителей Кибелы, исполнявших культ, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления во имя Кибелы неофитов, предававших себя в руки этой богини.

Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами, и корона в виде зубчатой башни. Окружение её составляли безумствующие корибанты и куреты, дикие пантеры и львы. Кибела выступала как дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями.

В Афинах ей был посвящен храм, с её названием, работы Фидия или Агоракрита.

Введение культа Кибелы в Риме (204 год до н. э.) совпало с концом Второй Пунической войны, когда Рим активно продвигался на восток. Согласно изречению «Сивиллиных книг», торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. В порту Остия Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини «нисходила» на берег, ее должны были нести девы к храму Победы на Дворцовом Холме. День, когда это произошло — 12 апреля, соблюдался впоследствии, как фестиваль Мегалесия. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью). Для этого периода характерно слияние Кибелы и Опс, римской богини посевов и жатвы. Наибольшую пышность празднества в честь богини обрели в эпоху империи. Именно тогда в эпоху особого развития религиозного синкретизма Кибела становится покровительницей благосостояния городов и вообще всего государства.

Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.