Кабиры

Κάβειροι

Табл. 70.

 

Кабиры.

Египетские Кабиры считаются сыновьями Гефеста.

Кабиры (Cabeiri, Κάβειροι)  —  древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. По мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов.

По общему представлению, Кабиры — это великие боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. В то же время эти боги-спасатели считались грозными божествами, карающими за проступки. Ими клялись и их отождествляли с диоскурами (чаще всего), куретами, тельхинами и др. Из этого отождествления выводят и их основные черты, считая их богами света, огня, полей, плодородия земли.

Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI в. до н. э.; по ним нельзя даже твердо установить родину культа Кабиров. По одним — этот культ пеласгического происхождения, по другим — он занесен в Грецию из Фригии. Культ Кабиров пользовался в древности большим уважением и был распространен едва ли не во всех греческих городах; преимущественно их чтили в Беотии, Самофракии, Делосе, Лемносе и др.

По некоторым данным, Кабиры родились на Лемносе. Их храм у Фив в роще Деметры Кабирии. По рассказу Павсания, к кабиру Прометею и его сыну Этнею явилась Деметра и поручила нечто их хранению. При походе Эпигонов на Фивы аргивяне изгнали культ Кабиров, и таинства прекратились. Пеларга и Истмиад восстановили празднества. Афинянин Мефан установил совершение таинств Кабиров и для фиванцев. Святилище Кабиров также находилось в Анфедоне. Их священная область позднее — царство Пергам. Египетские Кабиры — сыновья Гефеста.

 

Самофракия.

Как отмечает Страбон, божеств на Самофракии многие отождествляют с Кабирами, но не могут объяснить, кто такие Кабиры. Во время плавания аргонавты посетили кабиров на Самофракии, что описывалось в сатировской драме Эсхила «Кабиры», где кабиры угощали их вином.

В Самофракии существовало особое сословие Кабиров-жрецов, на обязанности которых лежало устройство в их честь торжественных процессий, переходивших из одного святилища в другое и сопровождавшихся шумной музыкой и танцами. Цицерон называет эти празднества оргиями и говорит, что они происходили ночью.

Из многочисленных имен Кабиров сохранились только следующие, приведенные в схолиях к «Аргонавтике» Аполлония Родосского вместе с их отождествлениями с богами: 3 кабира: Аксиерос (Деметра), Аксиокерса (Персефона), Аксиокерсос (Аид) и служитель Касмилос (или Кадмилос) (Гермес, позднее связано с Камилл, лат. camillus, «служитель»).

Скопас создал статуи Афродиты и Потоса, почитаемых на Самофракии.

Также разнообразны мнения исследователей. Большинство авторов XIX века склонны были думать, что культ Кабиров заимствован от пеласгов, хотя есть сторонники и семитического происхождения. Проф. Н. И. Новосадский («Культ Кавиров в древней Греции», Варшава, 1891 г.) приводит новое (оспариваемое) мнение, называя родиной кабиров Самофракию, а первыми почитателями их — фракийцев.