Ифигения (Ифианасса-2, Перимеда-4)

Ἰφιγένεια, Ιφιανασσα

Табл. 115, 131.

 

Ифигения (Ифианасса-2, Перимеда-4).

Дочь микенского царя Агамемнона и Клитемнестры.

 

 

 

 

Ифигения, Ифианасса (Iphigeneia, Ἰφιγένεια) (Iphianassa, Ιφιανασσα)  — первоначально эпитет Артемиды, почитавшейся и в историческое время с этим прозвищем в Гермионе и других местах. Когда Ифигения выделилась в качестве героини, то о её происхождении и обстоятельствах жизни сложились самые разнообразные легенды. Благодаря великим аттическим трагикам, обрабатывавшим этот сюжет, наиболее распространенною версией мифа стала следующая.

 

Ифигения в Авлиде.

Ифигения (она же Ифимеда, спасена Артемидой) — дочь Агамемнона и Клитемнестры.

По Стесихору и другим — их приемная дочь и родная дочь Тесея и Елены.

Родилась в год, когда Агамемнон обещал Артемиде прекраснейший дар из родившихся.

Когда греки отправлялись под Трою и уже были готовы пуститься в путь из беотийской гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей лань. Артемида гневалась на Агамемнона за это, а также за то, что Атрей не принес ей в жертву золотого ягненка. Богиня наслала безветрие и флот греков не мог двинуться в путь.

Говорят даже, что богиня разгневалась из-за знамения, посланного Зевсом, когда в виду всего греческого войска два орла, символизирующие Атридов, разорвали стельную лань. Артемида, которая считалась защитницей всех зверей, не могла простить страданий ни в чем не повинного животного.

Прорицатель Калхант объявил, что богиня может быть умилостивлена только принесением ей в жертву Ифигении, самой красивой из дочерей Агамемнона. Агамемнон, по настоянию Менелая и войска, должен был согласиться на это. Одиссей и Диомед поехали к Клитемнестре за Ифигенией, и Одиссей солгал, что её отдают в жены Ахиллу. Приносил её в жертву Калхант.

Когда она прибыла туда и всё уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания заменила Ифигению козой, а её на облаке похитила и унесла в Тавриду, вместо неё на алтарь был возложен теленок.

Рассказывают и по-другому. Артемида потребовала принести ей в жертву Ифигению. Агамемнон отказался сделать это, заявив, что Клитеместра, находившаяся с дочерью в Микенах, никогда не согласится отпустить от себя Ифигению. Но когда греки поклялись, что, если Агамемнон будет упорствовать, изберут своим предводителем Паламеда, а Одиссей демонстративно стал готовиться к отплытию домой, Менелай выступил как миротворец. Он предложил Одиссею и Талфибию привезти Ифигению в Авлиду якобы для того, чтобы выдать ее замуж за Ахилла. Агамемнон, хотя и согласился на эту хитрость, тут же отправил тайное послание Клитеместре с предупреждением, чтобы она не верила Одиссею. Менелаю удалось перехватить письмо, и Ифигению обманом привезли в Авлиду. Когда Ахилл обнаружил, что обманщики воспользовались его именем, он обязался защитить Ифигению от любого обидчика, но она, благородно согласившись умереть во славу Греции, молча положила голову под жертвенный топор.

По одной версии мифа, Ифигения погибла на алтаре, по другой — Артемида отнесла ее в земли тавров, в последний момент заменив девушку ланью, медведицей или, как говорят некоторые, старухой, и сделала ее верховной жрицей в своем храме. Здесь Ифигения должна была приносить в жертву Артемиде всех попавших в эти края чужеземцев.

 

Ифигения в Тавриде.

По ранней версии, Артемида сделала Ифигению бессмертной. Согласно Гесиоду в «Перечне женщин» и Стесихору в «Орестее», она не умерла, но по воле Артемиды стала Гекатой. Согласно Эвфориону, принесена в жертву в Бравроне и заменена на медведицу. По версии, богиня поселила её на Белом острове, назвала Орсилохой и сделала супругой Ахилла. Согласно Диктису Критскому, Ахилл спас Ифигению и отправил в Скифию. Ахилл следовал за Ифигенией до Белого острова. Почитается таврами как богиня.

По ещё одной версии, Ифигения — дочь Агамемнона и Астиномы. Её тавроскифы взяли в плен и сделали жрицей Артемиды, то есть Селены.

По наиболее известному варианту, в Тавриде Ифигения стала жрицей Артемиды и умерщвляла перед её алтарем странников, заносимых туда бурей. Здесь нашёл Ифигению её брат Орест, который прибыл в Тавриду, вместе с другом Пиладом по приказанию дельфийского оракула, чтобы увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию, с неба. Они вместе возвратились на родину. О месте смерти и погребения Ифигении также существовало разногласие.

Возвращаясь от тавров, она высадилась в Бравроне, оставив там деревянное изображение Артемиды, отправилась в Афины и Аргос (из Браврона изображение увезли в Сузы, а затем Селевк I подарил его жителям сирийской Лаодикеи). Орест построил в Аттике храм в Галлах (рядом с Бравроном), где помещено изображение, Ифигению позднее похоронили в Бравроне. По мегарской версии, умерла в Мегарах, там её святилище. По другой версии, изображение Артемиды хранилось в храме Артемиды Ортии в Спарте. Изображение показывали также на Родосе, в Команах, в Сирии. Статуя Ифигении была в Эгире (Ахайя). Храм Артемиды Ифигении был в Гермионе.

Вообще имя и культ Ифигении встречается всюду, где почиталась Артемида.

С Ифигенией также отождествляют дочь Агамемнона Ифианассу.

Как говорят, Ифигения чувствовала отвращение к человеческим жертвам, но тем не менее смиренно подчинялась богине. Много лет спустя преследуемый эриниями Орест, брат Ифигении, по велению Аполлона прибыл в Тавриду, чтобы вернуть в Элладу деревянный кумир Артемиды. Он и Пилад, его двоюродный брат и друг, были схвачены и по приказу Фоанта, царя тавров, отправлены в храм, где их немедленно должны были принести в жертву богине. Узнав, что юноши — греки и прибыли из Аргоса, Ифигения предложила спасти одного из них, если он пообещает доставить письмо ее брату Оресту. Так брат и сестра узнали друг друга. Услышав о причине приезда Ореста, Ифигения спустила деревянный кумир вниз, чтобы Орест смог его унести. Тут неожиданно явился Фоант, желая узнать, что задерживает жертвоприношение, но находчивая Ифигения притворилась, будто успокаивает статую. Она объяснила Фоанту, что богиня отвратила свой взгляд от жертв, которых он прислал, поскольку один из присланных — матереубийца, а второй подстрекал его на это. Поэтому оба они не годятся для принесения в жертву. Она должна взять обоих молодых людей и статую, которую они осквернили своим присутствием, для омовения в море, а богине принести в жертву барашков. Сам же Фоант должен очистить храм от скверны с помощью факела, закрыть голову, а когда появятся чужеземцы, приказать всем оставаться дома, чтобы избежать осквернения. Пораженный проницательностью Ифигении, царь тавров немедленно приступил к очищению храма, а тем временем Ифигения, Орест и Пилад отнесли изваяние на морской берег и погрузили его на корабль, после чего гребцы Ореста налегли на весла. Вернувшись с Орестом в Грецию, Ифигения до конца своих дней продолжала служить Артемиде в ее храме в аттическом городе Бравроне.

Некоторые авторы утверждают, что после своей смерти Ифигения была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где ее тень соединилась вечным союзом с тенью погибшего в Троянской войне величайшего греческого героя Ахилла.

Другие рассказывают то же самое о Елене.

 

Сюжет в античном искусстве.

Действующее лицо трагедии Эсхила «Ифигения [в Авлиде]», трагедии Софокла «Ифигения [в Авлиде]», трагедий Эврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде», трагедии неизвестного автора «Ифигения в Авлиде», трагедии Полиида (?) «Ифигения в Тавриде», трагедий Энния и Невия «Ифигения», комедии Ринфона «Ифигения [в Авлиде]» и «Ифигения в Тавриде».