Ипполит-1

'Ιππολυτος

Табл. 71, 100.

 

Ипполит-1.

Сын Тесея и царицы амазонок Антиопы (или Ипполиты).

 

Ипполит (Hippolytus, ‘Ιππολυτος)  -  воспитывался в Трезене у братьев Эфры.

Эврипид имя его матери не называет.

Построил храм Артемиды Ликейской в Трезене.

Ипполит презирал любовь (в частности, отверг любовь своей мачехи Федры) и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды, за что испытывал на себе гнев Афродиты. Когда Ипполит прибыл в Афины для участия в элевсинских мистериях, Федра влюбилась в него.

По другой версии, Федра впервые увидела Ипполита в Трезене.

Известен миф о его трагической кончине. Вторая супруга Тесея, Федра, любовь которой он отверг, оклеветала его перед отцом; Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит.

Из гребня волны возник огромный тюлень или, как говорят некоторые, белый бык, ревя и изрыгая воду. Четверка охваченных ужасом лошадей понесла юношу в сторону обрыва, но Ипполит был опытным возничим и не дал им упасть в пропасть. Зверь бросился вслед за колесницей, и в конце концов Ипполит не справился с упряжкой. Крепкие вожжи запутались в ветвях оливы (маслины), колесница ударилась о камни. Когда смерть настигла его, — в тот же момент преследователь исчез.

Федра же покончила жизнь самоубийством, она повесилась на дверной раме.

Впоследствии Артемида открыла Тесею правду и отомстила Афродите, подстроив смерть Адониса.

По одной из версий мифа, по воле Артемиды вернулся из подземного царства, его звали Вирбий. Воскрешен Асклепием (согласно автору «Навпактики»).

Ипполит по просьбе Артемиды был воскрешен Асклепием, после чего уязвленные Аид и мойры заставили Зевса убить искусного врага. Артемида окутала Ипполита густым облаком, превратила в старика и изменила его внешность, а затем перенесла его в свою священную рощу в италийской Ариции. Там с ее согласия он женился на нимфе Эгерии и жил на берегу озера среди темных дубовых лесов, окруженных глубокими расщелинами. Чтобы ему не напоминали о его смерти, Артемида переименовала его в Вирбия, что означает vir bis, или «дважды человек». Он построил богине храм и стал царем Ариции. Жители Ариции говорят, что Тесей умолял Ипполита остаться с ним в Афинах, но тот отказался.

В пелопоннесском городе Трезенах, который по сказанию является родиной Ипполита, девушки перед вступлением в брак приносили ему в жертву свой локон.

Могила Ипполита была в Афинах у храма Фемиды, неподалеку от храма Асклепия; другая могила в Трезене, там же его дом. Святилище в Спарте. В Трезене Диомед воздвиг храм в честь Ипполита. Трезенцы отрицают, что он погиб от коней, и считают, что он вознесся на небо в виде созвездия Возничий.

Согласно Стафилу, был возлюбленным Асклепия. Древняя стела в храме Асклепия гласит, что Ипполит посвятил богу 20 коней.

Согласно жителям Ариции в Италии, Ипполит отправился к ним. Его воскресил Пеан (Асклепий), и Диана унесла его в рощи Эгерии, где его назвали Вирбием.

По римской версии мифа, Ипполит был вновь оживлён Эскулапом и Дианой, любимцем которой он был при жизни. После этого он был приведён в рощу Ариции в Лациуме, где почитался под именем Вирбия (лат. Virbius, по древней этимологии от лат. vir — человек и лат. bis — дважды). На памятниках, особенно саркофагах, часто изображается миф об Ипполите.

 

Действующее лицо трагедии Софокла «Федра», двух трагедий Эврипида об Ипполите, трагедии Ликофрона «Ипполит», комедии Сопатра «Ипполит», трагедии Сенеки «Федра», возможно, комедии Атилия «Мисогин (Женоненавистник)».

Судьба Ипполита — один из любимейших сюжетов трагиков; сохранилась трагедия Эврипида «Ипполит», послужившая образцом для «Федры» Расина. Известно, что Эврипид написал две трагедии про Ипполита, из которых сохранилась только вторая. Текст первой до нас не дошёл, но сюжет сохранился благодаря Сенеке и его трагедии «Федра».