Иксион

Ἰξίων

Табл. 14, 72, 76.

 

Иксион.

Сын царя Флегия, внук бога войны Ареса (или сын Ареса) и Перимелы (или Мегары), или сын Антиона, или сын Писиона или потомок Агенора. Или сын Леонтея.

Иксион (Ixion, Ἰξίων)  —  царь Лариссы.

Герой, царь фессалийского племени лапифов, или флегиев.

Первый человек, запятнавший себя кровью родственника, греческий Каин.

Сын известного своими дерзкими и нечестивыми поступками царя Флегия.

Отец Пейрифоя. Упомянут в «Илиаде». 

Согласно Дромокриту, первый старался достигнуть славы от царствования, у него было сто всадников, которых прозвали кентавры.

Женился на Дие, дочери Эионея (или Деионея), которая родила Пирифоя. Иксион не дал ему обычного свадебного дара, и Эионей забрал в залог коней. Тогда Иксион бросил Эионея в яму с огнем. Это было первым на Земле убийством родича. Никто не хотел очистить его от скверны, пока это не сделал Зевс, который очистил его, избавил от безумия, постигшего Иксиона после убийства тестя, и даже допустил на трепезу богов, возможно, потому, что был неравнодушен к Дии, жене Иксиона.

Первоочищение упоминает Эсхил.

Зевс пригласил Иксиона к трапезе богов, но тогда Иксион влюбился в Геру.

Однако Иксион оказался неблагодарным и задумал соблазнить Геру, которая, как он считал, будет рада возможности отомстить Зевсу за его многочисленные измены. Зевс обманул Иксиона и вместо Геры предоставил ему облако, подобное последней, либо олицетворенное облако — богиню Нефелу, либо облако послала Гера по приказу Зевса.

Неожиданно нагрянувший Зевс приказал Гермесу безжалостно сечь его, после чего привязать к огненному колесу, которое будет безостановочно катиться по небу.

По другой версии, привязанный к огненному колесу Иксион был низвергнут Зевсом в Тартар и обречен там на вечные муки. От брака Иксиона с Дией родился будущий царь лапифов Пейрифой, на свадьбе которого с Гипподамией произошла битва лапифов с кентаврами.

По другой версии, Пейрифой был сыном Зевса; царь богов, обратившись в жеребца, ходил кругами вокруг Дии, пока не соблазнил ее, отомстив тем самым Иксиону.

Иксион имел от этой облачной жены дикое поколение Кентавров (или героя Кентавра). Иксиона Зевс привязал к колесу и ветры понесли его вдоль поднебесья. Согласно поэтам, его кружит крылатое колесо, огненное колесо. Либо Гермес в подземном царстве привязал его к колесу, змеи прививают его к колесу.

У Пиндара и других позднейших авторов Иксион, в наказание за свои нечестия, прикован в Тартаре к огненному колесу, вечно вертящемуся с неимоверной быстротой.

У ранних авторов Зевс зашвырнул огненное колесо на небо. Некоторые исследователи считают, что здесь нашло отражение мифологическое прошлое Иксиона, как солярного божества доахейских племен, ассимилированное в поздних мифологиях. Согласно М.Л.Гаспарову, «казнь Иксиона символична: он распят на колесе, как приворотная птица-вертишейка при любовном чародействе». По некоторым, стал созвездием Коленопреклоненного.

 

Действующее лицо трагедий Эсхила «Перребиянки» и «Иксион», трагедии Софокла «Иксион» (не дошло ни одной строки), трагедии Эврипида «Иксион», трагедий Тимесифея, Каллистрата и неизвестного автора «Иксион», комедии Эвбула «Иксион».