Идоменей

Ίδομενεύς

Табл. 64, 66.

 

Идоменей.

Сын Девкалиона и наложницы.

Идоменей (Idomeneus,  Ίδομενεύς)  —  внук Миноса.

 

В гомеровском эпосе.

Будучи одним из числа женихов Елены, Идоменей принял, в силу заключенного ими между собой соглашения, участие в Троянской войне. Елена вспоминает в беседе с Приамом, что Менелай часто угощал Идоменея в доме, когда он приходил из Крита.

Идоменей привёл под Трою 80 кораблей из «стоградного Крита»(или 40 кораблей), возглавляя ополчение шести критских городов.

В Илиаде он, со своим спутником Мерионом, упоминается часто как один из царей, принимающих наиболее живое участие в битвах и выше всех других почитаемый Агамемноном. Идоменей похваляется своей родословной и говорит о том, что он старше Энея, Гомер называет его «поседелым воином». Идоменей упоминает, что убил уже многих троянцев.

Особо отличился Идоменей в битве за корабли. Подстрекаемые Посейдоном, он и его соратник Мерион убили нескольких троянских воинов, а также вступили в сражение с троянским царевичем Деифобом, которому Мерион нанес рану. Идоменей принимал участие в погребальных играх в честь Патрокла, а впоследствии в числе других ахейцев проник в Трою в чреве деревянного коня.

Идоменей — один из девяти героев, вызывающихся на поединок с Гектором, поэт сравнивает его с вепрем. Корабли Идоменея, как и Аякса, расположены на конце становища.

По окончании войны он благополучно возвратился домой и мирно правил критянами, но, по другой версии, был изгнан с родного острова Левком, воспитанным в доме Идоменея и соблазнившим его жену Меду, подстрекаемую Навплием.

По другой версии, захваченный бурей на пути на Крит, Идоменей поклялся принести в жертву Посейдону первого встречного. Этим встречным оказался его собственный сын, или, как говорят некоторые, одна из его дочерей. Либо Идоменей выполнил свое обещание, но жертва была неугодна богам, либо жертвоприношение не осуществилось, но так или иначе боги наслали на Крит моровую язву. Идоменей был изгнан из царства и окончил жизнь на юге Италии. Говорят также, что Идоменею критяне обязаны своей репутацией больших лжецов — это стало следствием проклятия Медеи, потерпевшей неудачу, попытавшись сравниться красотой с Фетидой, о чем судил Идоменей.

Идоменей относительно редко участвует в диалогах: он беседует с Мерионом и хвалит его храбрость, обращается к Нестору, утешает Ахилла. Идоменей не участвует в состязаниях после смерти Патрокла, но следит за скачками с трибуны и ссорится с Аяксом Оилидом, но Ахилл примиряет их.

«Аристия» Идоменея представлена в XIII песне «Илиады», в которой Посейдон, гневный на Гектора, приняв облик Фоанта, вдохновляет Идоменея на бой, после чего Идоменей сравнивается с перуном. Они идут в левую сторону рати, Посейдон помогает ему в бою. Убив нескольких троянцев, Идоменей медленно отступает. В XVII песне Идоменей бросает копье в Гектора, и в страхе отступает.

В «Илиаде» Идоменей убил шестерых троянцев, названных по имени (из них наиболее знаменит царь Асий):

 

По Гомеру, он правил в Кноссеи благополучно вернулся на родину после войны, сохранив всех спутников. В вымышленных рассказах Одиссея он упомянут как отец быстроногого Орсилоха, который хотел отнять троянскую добычу; также говорится о том, что Идоменей отправился к Илиону, побуждаемый народом.

 

В других эпических поэмах.

Вероятно, Идоменей выступал действующим лицом в «Киприях», где упоминалась поездка Менелая на Крит. Имя жены Идоменея Меды (сестры Пенелопы) называлось в поэме Асия (VII век до н. э., однако невозможно установить, как там трактовался сюжет, известный из более поздних источников). В поэме Псевдо-Гесиода Идоменей назван в перечне женихов Елены.

Неизвестно ни одной трагедии, чьим главным героем был Идоменей. Вероятно, об измене Меды мужу речь шла в трагедии «Навплий» Софокла, но от нее сохранились незначительные фрагменты.

Ликофрон дважды говорит о нём: во втором тексте вспоминается миф о Левке, приёмном сыне Идоменея, которых убил Меду и детей Идоменея, а в первом — Идоменей назван среди трёх похороненных на горе Керкафе у Колофона рядом с Калхантом и Сфенелом .

По Вергилию, Идоменей покинул Крит, будучи изгнан, после чего овладел Саллентинской равниной в Италии; при этом Идоменей назван ликтийцем (из города Ликт).

Идоменей включен в перечень героев, сидевших в троянском коне, согласно поэмам Трифиодора и Квинта Смирнского. В поэме Квинта рассказано, как Идоменей убивает амазонку Бремусу; во время погребальных игр по Ахиллу получает награду в кулачном бое без борьбы, ибо никто не решается с ним состязаться; безуспешно сражается с Эврипилом; в битве в ночь взятия Трои убивает Миманта.

 

У мифографов.

Имя матери Идоменея — Клеопатра, из всех авторов называет лишь Цец.

Согласно Гигину, Идоменей был одним из самых красивых людей, а под Троей убил всего 13 выдающихся воинов.

Диодор говорит, что Идоменей похоронен в Кноссе в одной могиле с Мерионом. Критяне чтят этих героев, приносят им жертвы и считают покровителями.

По другим источникам, Идоменей во время бури при возвращении из-под Трои поклялся принести в жертву Посейдону первое, что встретит, и благополучно вернувшись домой, встретил сына. Он принес его в жертву (либо хотел принести), и Крит поразила чума, за что Идоменей был изгнан гражданами и направился к мысу Саленту в Калабрии, где основал город и построил храм Афины. Страбон называет Салентины критской колонией, однако современные историки не включают этот город в числе ранних греческих поселений.

Этот рассказ сопоставляют с библейской историей Иеффая и его дочери. Историк Антиклид в «Возвращениях» сообщает, что ликтийцы приносят людей в жертву Зевсу.

Другой рассказ приводит Псевдо-Аполлодор и в более полной версии Цец и схолиасты: Навплий, опечаленный гибелью Паламеда, побуждал жен эллинских царей изменять мужьям: жена Идоменея Меда стала любовницей его приёмного сына Левка, помолвленного с его дочерью Клиситерой, затем Левк убил Меду вместе с сыновьями Ификлом и Ликом и дочерью Клиситерой, бежавшей в храм; отделив 10 городов (так объяснялось, почему Гомер в «Илиаде» называет Крит стоградным, а в «Одиссее» — девяностоградным), он стал тираном, а затем изгнал вернувшегося Идоменея. Страбон упоминает без указания автора версию о разрушении 10 городов врагами Идоменея и сомневается в ней.

Из Италии Идоменей отправился в Колофон, где он доживает свою старость близ святилища Аполлона Кларосского.

 

В античной литературе и искусстве.

Некоторые поздние тексты, излагающие мифы, уже не связаны традицией.

Птолемей Гефестион рассказывал, как Идоменей в Фессалии выступал судьей в споре Фетиды и Медеи о том, кто красивее, и присудил победу Фетиде, почему Медея и наложила проклятие: «все критяне лжецы».

В диалоге Филострата «О героях» говорилось, что Идоменей предложил помощь критян при условии, если Агамемнон разделит с ним главное командование, но получил отказ.

В романе Диктиса Критского «Дневник Троянской войны» Идоменей — один из важных героев, его «автор» Диктис — спутник критского царя. Идоменей занимает центр войска, включен в число десяти послов в Трою. Идоменей, чьим колесничим был Мерион, убивает Акаманта, царя фракийцев; а в другой битве убивает Дриопа, Бианта и Хорифана. После войны Идоменей поселился в Коринфе и воспитал Ореста, которому дал людей против Эгисфа, а затем примирил его с Менелаем. Во время скитаний Одиссей побывал у Идоменея на Крите.

Когда Идоменей умер, ему наследовал Мерион.

Идоменей вместе с Мерионом изображен на «Илионских таблицах». Скульптор Онат изобразил на его щите петуха, что Павсаний объясняет происхождением Идоменея от Гелиоса, отца Пасифаи.

 

В новое и новейшее время.

Идоменей стал героем:

Критики XIX века (в особенности «Christ. Iliadis carmina sejuncta emendata» (Лейпц., 1884) пытались показать, что Идоменей фигурирует в местах, вставленных в поэму сравнительно поздно, и что древняя Илиада не знала Идоменея.

Одна из гипотетических дешифровок Фестского диска предполагает, что на нем упомянуто имя Идоменей.