Зевс

Ζεύς

Табл. 3, 5, 9, 10, 11, 16, 17, 22, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 40, 41, 42, 47, 49, 50, 53, 55, 58, 59, 61, 62, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 74, 76, 86, 89, 90, 91, 92, 93, 102, 103, 105, 108, 110, 112, 114, 116, 117, 118, 121, 122, 130, 134.

 

Зевс.

Сын Крона и Реи.

Зевс (Zeus, Ζεύς, род. п. Διός, греч. Δίας, микен. di-we «Дий»)  —  бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов-олимпийцев, третий сын титана Кроноса и Реи (согласно Гомеру, старший сын). Брат Аида, Гестии, Деметры, Геры и Посейдона. Жена Зевса — богиня Гера.

Атрибуты Зевса — эгида, скипетр и пучок молний. Зевсу были посвящены дуб и орел.

Зевс принадлежит к третьему поколению богов, свергших второе поколение — титанов. Отцу Зевса Кроносу было предсказано, что ему суждено быть поверженным собственным сыном, и, дабы не быть низложенным своими детьми, он каждый раз проглатывал только что рождённого Реей ребёнка.

Рея решилась, наконец-то, обмануть супруга и втайне родила очередного ребёнка — Зевса. Согласно Павсанию, «перечислить все те местности, которые претендуют считаться местом рождения и воспитания у них Зевса, было бы невыполнимо даже для того, кто приступил бы к этому вопросу с полной серьёзностью». Разные версии мифа называют местом рождения остров Крит (пещеру в горе Дикте, или гору Ида) или Фригию (гора Ида).

Когда родился Зевс, Рея, запеленав камень, отдала его Кроносу проглотить вместо младенца. Обман удался, и малютка Зевс втайне был отправлен на Крит на гору Дикта, где нимфа Адрастея вскормила его медом и молоком козы-нимфы Амалфеи. Вокруг золотой колыбельки младенца Зевса, висевшей на дереве (чтобы Кронос не мог найти его ни в небесах, ни на земле, ни в море), плясали вооруженные куреты — дети Реи. Ударами копий и мечей о щиты и криками они заглушали плач младенца, чтобы Кронос не услышал его.

По критскому варианту мифа, Зевс был отдан на воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амальтеи. Также на Крите его кормили пчелиным медом.

По другой версии, вскормлен козой в местечке Эгий в Ахайе. По преданию, пещеру охраняли стражники, и каждый раз, когда маленький Зевс начинал плакать, они стучали копьями в щиты, для того чтобы это не услышал Кронос.

Пупок Зевса отпал у города Фены на Крите. Новорожденного Зевса купали в реке Лусий в Аркадии.

Согласно Феодору Самофракийскому у Птолемея Гефестиона, родившись, 7 дней непрерывно смеялся, отчего число “семь» священно.

Когда Зевс вырос, он пришёл к своему отцу и заставил его выплюнуть всех своих братьев и сестёр.

По одной из версий, Зевс воспитывался на Наксосе. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нем благое предзнаменование. Когда боги делили пернатых, Зевсу достался орел. На скипетре Зевса орёл. Когда Зевс выступил против Крона, боги заключили союз. Жертвенник, на котором они клялись, они сделали созвездием.

Затем вместе с Зевсом они начали борьбу с Кроносом. Битва длилась 10 лет, но не выявила победителя. Тогда Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких, которые поклялись в верности Зевсу. Наконец титаны были повержены и низвергнуты в бездну.

Три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским.

Подробнее.

Возмужав, Зевс по совету титаниды Метиды попросил свою мать Рею сделать его виночерпием Кроноса. Рея изъявила готовность помочь сыну и даже достала горчицу и соль, которые та же Метида посоветовала подмешать в медовый напиток Кроноса. Хлебнув напиток, Кронос сначала изрыгнул из уст камень, а потом проглоченных ранее старших братьев и сестер Зевса. Все были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их в борьбе с титанами, которые избрали своим предводителем огромного Атланта: Кронос к этому времени миновал пору своего расцвета. Война (титаномахия) длилась десять лет, пока Гея-Земля не предсказала победу своему внуку Зевсу при условии, что тот возьмет себе в союзники низвергнутых в Тартар киклопов и сторуких. Убив хранительницу Тартара Кампу, Зевс освободил их, за что киклопы выковали ему молнию. Надев шлем Аида, сделавший его невидимым, Зевс незаметно проник в обитель Кроноса и поразил его молнией, а затем сторукие стали забрасывать камнями оставшихся титанов, которые обратились в беспорядочное бегство после неожиданного крика козлоногого Пана. Крон и все побежденные титаны, кроме Атланта, были низвергнуты в Тартар, где их оставили под охраной сторуких. Атланту, как военачальнику, было назначено особое наказание: держать на плечах небо. Всех титанид, благодаря вмешательству Метиды и Реи, пощадили. После этого три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевс получил главенство над остальными олимпийскими богами и господство на небе, Посейдон — власть на море и всех водах земли, Аид — царство мертвых (земля и Олимп остались общими). Однако могущественная Гея не простила Зевсу низвержение в Тартар ее сыновей-титанов, и главе олимпийцев пришлось отстаивать свою власть в борьбе с другими ее порождениями. Подстрекаемые Геей, на небо напали страшные, поросшие густыми волосами и бородами, со змеями вместо ног гиганты, и в разразившейся битве (гигантомахии) возглавляемые Зевсом олимпийские боги победили лишь благодаря помощи Геракла, сына Зевса. В отместку за избиение гигантов Гея, разделив ложе с Тартаром, породила Тифона — самое большое и самое уродливое из когда-либо рожденных чудовищ. Когда он бросился на Олимп, лишь насмешки Афины побудили Зевса позабыть о страхе и вступить в битву. Тифон обвил громовержца мириадами колец и отрезал сухожилия на его руках и ногах. Хотя Зевс был бессмертным, он лежал и не мог пошевелить даже пальцем. Лишь поддержка Гермеса и Эгипана, в отсутствие Тифона освободивших Зевса и вернувших ему сухожилия, помогла царю богов победить чудовище, поразив его огненными молниями. По одной из версий мифа, Зевс забросил Тифона в Тартар, по другой — навалил на него Этну.

Согласно речи Котты, античные филологи насчитывали трёх Зевсов:  -

 

Жёны и возлюбленные Зевса.

Первой супругой любвеобильного Зевса стала титанида Метида. Когда она впервые забеременела, Гея объявила, что родится девочка и что, если Метида понесет вновь, родится сын, которому предначертано судьбой свергнуть Зевса. Поэтому, заманив медоточивыми речами Метиду на ложе, Зевс неожиданно проглотил ее. По прошествии определенного времени, прохаживаясь вдоль берега озера Тритон, он вдруг почувствовал ужасную головную боль; он неистово зарычал, и небесный свод ответил ему эхом. Выскочивший на крик Гермес сразу все понял и упросил Гефеста (по другой версии — Прометея) взять клин и расколоть голову Зевса. Оттуда с воинственным кличем и в полном боевом снаряжении появилась Афина. Когда мать громовержца Рея, предвидя беды, которые могут возникнуть из-за его похотливости, запретила ему жениться, Зевс, рассердившись, пригрозил овладеть ею. И хотя она тут же превратилась в ужасную змею, Зевс не испугался и, сам обратившись в змея и образовав с ней один тугой узел, исполнил свою угрозу. Именно с этого начались его бесконечные любовные похождения. Вне брака у Зевса родились по крайней мере четыре великих олимпийских божества. Прежде всего к ним относится вестник богов Гермес, матерью которого была Майя, дочь Атланта. Затем Лето, дочь титанов Коя и Фебы, родившая ему близнецов — стреловержца Аполлона и богиню-охотницу Артемиду. Матерью бога виноградной лозы Диониса стала фиванская царевна Семела.

Второй (после Методы) законной супругой Зевса была богиня справедливости Фемида, родившая ему ор и мойр; оры сообщили жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, от которой сам Зевс уже не зависел, как бы продолжали его волю. Хариты, дочери Зевса от Эвриномы, внесли в жизнь радость, веселье, изящество. Мнемосина, богиня памяти, с которой Зевс провел на ложе девять ночей, родила ему девять муз. Таким образом Зевс стал источником вдохновения, наук и искусств. Деметра (по другой версии — нимфа Стикс) родила ему Персефону, ставшую царицей подземного мира. Обманутая Зевсом, явившимся ей в образе ее мужа, тиринфская царица Алкмена родила великого героя Геракла; пролившись золотым дождем на аргосскую царевну Данаю, Зевс стал отцом героя Персея; похищенная Зевсом, принявшим образ белого быка, ханаанская царевна Европа родила ему Сарпедона и знаменитых мудрецов Миноса и Радаманфа; соблазненная Зевсом, принявшим образ лебедя, спартанская царица Леда стала матерью героя Полидевка и прекраснейшей из земных женщин Елены; от Зевса, явившегося к ней в образе сатира, фиванская царевна Антиопа произвела на свет близнецов Амфиона и Зета, строителей крепостных стен Фив.

Третья законная супруга Зевса, но первая по значению — его сестра Гера, богиня-покровительница брачных уз. От их брака появились на свет бог войны Арес, бог огня и кузнечного дела Гефест, богиня-покровительница рожениц Илифия и богиня юности Геба (по другой версии, Гефеста Гера произвела без какого-либо участия Зевса). Зевс и Гера постоянно ссорились. В отместку за его частые супружеские измены Гера нередко унижала Зевса, прибегая к коварству. И хотя он мог поведать ей свои секреты и иногда даже пользовался ее советами, полного доверия к Гере у него не было. Гера хорошо знала, что, нанеси она мужу слишком серьезную обиду, он не преминет запустить в нее молнией, поэтому предпочитала плести злые интриги, как, например, в связи с рождением Геракла, а порой заимствовала у Афродиты пояс, чтобы разжечь в муже страсть и тем

самым ослабить его волю.

Жёны

  • Метида (проглочена Зевсом)
  • Фемида
  • Гера (последняя «официальная» жена Зевса). Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак.

Прочие

и многие другие.

 

Возлюбленной Зевса именуется также Каллироя, мать Амфотера и Акарнана, а также Фива и Фтия.

Некоторые мифы утверждают, что Зевс хотел оставить Геру ради Фетиды, но не сделал этого из-за пророчества — нереида родит ему сына, который во всем будет превосходить своего отца. Фетида вышла замуж за царя Пелея, и у них родился Ахиллес.

Синопа и Медея отвергли Зевса.

Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.

В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову.

Иногда Зевс почитался в виде жука.

Дети Зевса. Божества.

 

Дети Зевса. Группы детей.

 

Дети Зевса. Герои.

 

Убитые Зевсом.

 

Различные формы имени Зевса.

  • Дан (Δάν). Имя Зевса на дорическом диалекте.
  • Ден (Δήν). Написание имени Зевса.
  • Дий (Δῖος). Имя Зевса.
  • Дис (Δίς). Написание имени Зевса.
  • Зан (Ζάν). Имя Зевса на дорическом диалекте.
  • Зас (Ζάς). Первоначало у Ферекида Сирского. Диалектное написание имени Зевс.
  • Зен (Ζήν) Одна из форм имени Зевса.
  • Зес (Ζής). Написание имени Зевса.
  • Тан (Τάν). Критская форма.

 

Эпитеты метеорологические.

  • Астрапей. (Ἀστραπαῖος, «молнийный»). Эпитет Зевса. Ему посвящен XX орфический гимн.
  • Икмейский (Икмийский; Ἰκμαῖος, влажный). Эпитет Зевса, его алтарь на Кеосе воздвиг Аристей. Либо его воздвиг Фрикс.
  • Керавн (Κεραύνιος, поражающий громом). Эпитет Зевса. Ему посвящен XIX орфический гимн.
  • Омбрий (Ὄμβριος, ниспосылающий дождь). См. Мифы Элиды.

 

Эпитеты топографические.

  • Апесантий (Ἀπεσάντιος). От горы Апесант в Арголиде (см. Персей).
  • Будатас. Эпитет Зевса в критских надписях, диалектная форма имени Идейский.
  • Диктейский (Δικταῖος). См. Мифы Крита.
  • Итомский (Ἰθωμαῖος). От мессенской горы Итома (Ἰθώμη). См. Мифы Мессении.
  • Касий (Κάσιος, касийский). Эпитет. Святилище Зевса Касия было по дороге на Пелусий, где был похоронен Помпей. Алтарь Зевса Касия был в городе Кассиопа на Коркире.
  • Кенейский (Κηναῖος). От мыса Кеней (Κήναιον или Κηναῖον) на Эвбее. См. Мифы Эвбеи.
  • Лабрадейский (точнее Лабрандейский; Λαβραδεύς, Λαβρανδεύς,). От города Лабранды ( τὰ Λάβρανδα) в Карии. Эпитет Зевса у карийцев. Возводится Плутрахом к названию боевого топора «лабрис» (λάβρυς). См. Элиан. О природе животных XII 30.
  • Ликейский (Λύκαιος или Λυκαῖος,). От горы Ликей (т.е. Волчая; Λύκαιον). См. Мифы Аркадии.
  • Феспрот (Θεσπρωτός). По названию области Феспротида (Θεσπρωτίς) в Эпире. Эпитет Зевса в Додоне.

 

Эпитеты по функциям.

  • Апомий (Ἀπόμυιος, «отгоняющий мух»).
  • Арей (Ἀρεῖος, «воинственный», либо «искупитель» (ср. Афина Арея)). См. Эномай.
  • Аристарх (Ἀρίσταρχος, «лучший правитель»). Эпитет Зевса (у Симонида).
  • Булей (Βουλαῖος, покровительствующий, подающий благие советы).
  • Геркей (Ἑρκεῖος, находящийся в ограде дома, т.е. хранитель очага). См. Троада в древнегреческой мифологии.
  • Гикесий (Ἱκέσιος, покровитель просящих). Эпитет Зевса.
  • Горкий. (Ὅρκιος, хранитель клятв). Эпитет Зевса, его статуя в Олимпии. У этой статуи участники состязаний клялись над разрезанными частями кабана, что будут соблюдать законы Олимпийских состязаний.
  • Эвбулей (Εὐβουλεύς, подающий благие советы). Известен также как эпитет Зевса.
  • Кларий (Κλάριος, наделяющий жребием). Эпитет Зевса в память жребия между сыновьями Аркада.
  • Ксений (Ξένιος, охраняющий чужеземцев). Эпитет Зевса. В Амафунте на Кипре приносили людей в жертву Зевсу Ксению, за что жители были превращены в коров.
  • Милихий (Мейлихий; Μειλίχιος, милостивый) Эпитет Зевса. Его праздник Диасии в Афинах, его жертвенник у брода через Кефис, ему приносили в жертву барана, у него очищался Тесей перед входом в Афины. Также его статуя была в Коринфской области.
  • Морий (Μόριος, покровитель священных маслин). Эпитет Зевса, культ в Афинах.
  • Панамфайос (всепрорицатель). Эпитет Зевса. Алтарь между Сигеем и Ретеем.
  • Полией (Πολιεύς, градохранитель). Эпитет Зевса. Ему приносят в жертву быка и судят топор.
  • Полиух (Πολιοῦχος, владеющий городом, т.е. градохранитель).
  • Сотер (Σωτήρ, спаситель). Эпитет Зевса и других богов.
  • Стратий (Στράτιος, воинственный). Эпитет Зевса. Также Арея и Афины.
  • Телейос (Τέλειος, вершитель, всемогущий). Эпитет Зевса.
  • Фиксий (Φύξιος, приводящий в бегство). Эпитет Зевса, покровительствующего беглецам.
  • Филий (Φίλιος, покровительствующий дружбе). Эпитет Зевса.
  • Элевтерий (Ἐλευθέριος, освобождающий, избавляющий). Эпитет Зевса. В микенских текстах бог e-re-u-te-re (Элевфер).

 

Эпитеты по атрибутам.

  • Хрисаорей (Χρυσαορεύς, с золотым мечом). Эпитет Зевса. Его храм в Карии.
  • Эгиох (Αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду»). Эпитет Зевса, ибо его вскормила коза. Юному Зевсу было пророчество, что он должен вооружиться козьей шкурой, которая посреди спины несла лик Горгоны.

 

Прочие эпитеты.

  • Аттис. Вифинцы называли так Зевса, восходя на вершины гор.
  • Велхан. Эпитет Зевса на монетах в Фесте, изображается с петухом. Негреческое слово. Сопоставляется с этрусским Велханом.
  • Гипсист (Ὕψιστος, высочайший). Эпитет Зевса. От него ворота Гипсисты (Высочайшие) в Фивах.
  • Корифей (Κορυφαῖος). По мнению Павсания, Зевс Корифей — перевод имени Юпитера Капитолийского.
  • Кронид (Κρονίδης), или Кронион (Κρονίων), или Кроний (Κρόνιος) Патроним Зевса.
  • Лаприй. Согласно Евгемеру, союзник Зевса, откуда эпитет Зевса Лаприя.
  • Лафистий (Λαφύστιος, пожиратель). Эпитет Зевса у орхоменян и в Галосе.
  • Мессапий (Μεσσάπιος). Прозвище Зевса в Лаконике. Местные жители считали, что оно происходит от имени его жреца.
  • Мойрагет (Μοιραγέτης, водитель Мойр). Эпитет Зевса. В храме в Дельфах стояли статуи Зевса и Аполлона Мойрагетов.
  • Олимпийский (Ὀλύμπιος).
  • Панэллениос (Πανελλήνιος, всегреческий, т.е. верховный). Эпитет Зевса.
  • Силланийский (Συλλάνιος). Непонятного происхождения эпитет Зевса и Афины в Спарте.
  • Скиллий. Эпитет Зевса на Крите.
  • Талей. (Таллей.) Имя Зевса на Крите.
  • Хтоний (Χθόνιος, «подземный»). Эпитет подземных богов. Эпитет Зевса. Статуя в Коринфе. Жертвенник в Олимпии. «Зевс подземный». Зевс — общее имя для Зевса, Посейдона и Аида.

 

Эпитеты Зевса у Ликофрона.

  • Гирапсий (Γυράψιος). Эпитет Зевса на Хиосе.
  • Гонгилат (Γογγυλάτης, выбрасывающий шары огня). Эпитет Зевса.
  • Дримний (Δρύμνιος). Эпитет Зевса в Памфилии.
  • Кердил (Κερδυλης). Эпитет Зевса. От κέρδος (выгода, польза).
  • Комир (Κωμυρος). Эпитет Зевса у галикарнассцев.
  • Ларинфий (Λαρυνθιος). Эпитет Зевса. От этрусского lar (бог).

Проманфей (Προμανθεύς, предвидящий). Эпитет Зевса в Фурии.

  • Термий (Τερμιεύς, хранитель границ). Эпитет Зевса.
  • Эрехфей (Ἐρεχθεύς, разрыватель). Эпитет Зевса.
  • Эфиоп (Αἰθίοψ). Эпитет Зевса на Хиосе.

 

Образ в литературе и искусстве.

Ему посвящены XXIII гимн Гомера, I гимн Каллимаха и XV орфический гимн. О рождении Зевса и куретах говорили мелическая поэма Телеста, комедия Филиска и трагедия Тимесифея «Рождение Зевса».