Дионис

Διόνυσος, Διώνυσος

Табл. 12, 21, 31, 53, 62, 64, 65, 77, 87, 88, 89.

 

Дионис.

Сын Зевса и Семелы.

Дионис (Dionysus, Διόνυσος, Διώνυσος, микен. di-wo-nu-so-jo), Вакх (Bacchus, Βάκχος)  -

D древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, вдохновения и религиозного экстазаа также производительных сил природы.

Упомянут в «Одиссее» (XXIV 74).

До открытия Микенской культуры позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Однако ахейские надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса еще до Троянской войны. В Пилосе один из месяцев назывался di-wo-nu-so-jo me-no (месяц Диониса).

В римской мифологии ему соответствует Либер (лат. Liber), встречается также имя Бахус (лат. Bacchus).

 

Рождение Диониса.

Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами, Посейдон угостил его тунцом.

Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. Родился на Наксосе и воспитан местными нимфами. Или родился на склонах Дракана (Крит).

Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил ее в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере.

Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов.

Согласно версиям, по приказу Геры титаны утащили новорожденного Диониса — рогатого и увенчанного змеями — и, несмотря на его многочисленные превращения, разорвали на куски, которые сварили в котле, а из пролитой на землю крови выросло гранатовое дерево. Однако его бабка Рея разыскала внука, вновь составила из кусков его тело и вернула к жизни.

 

Воспитание Диониса.

У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.Чтобы обезопасить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и её супругу Афаманту, царю Орхомена, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли нереиды.

Затем Зевс превратил Диониса в козленка, а Гермес отнес к нимфам в Нису (между Финикией и Нилом). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща. Воспитан в пещере на Нисе. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам Нисейской долины. Там наставник юного бога Силен открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.

В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе Гиады, скопления звёзд в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран.

По версии, Персефона, которой Зевс отныне поручил присматривать за ребенком, передала его царю Афаманту и его жене Ино, внушив ей, что ребенка следует растить на женской половине дома, переодетым в девочку. Однако Геру не удалось обмануть и она наказала царскую чету, наслав на Афаманта безумие, в припадке которого тот убил своего сына, приняв его за оленя; спасаясь от обезумевшего Афаманта, Ино с другим сыном бросились в море и утонули. Тогда, по просьбе Зевса, Гермес временно превратил Диониса в козленка или барашка и передал его нимфам, обитавшим на горе Ниса. Они поселили Диониса в пещере, холили и лелеяли его, кормили медом.

 

Дионис и безумие.

Когда Дионис стал взрослым, Гера признала в нем сына Зевса и вселила в него безумие. Он отправился странствовать по свету, сопровождаемый Силеном и дикой толпой сатиров и менад (вакханок). Он покинул воспитывавших его Ореад и бродил по землям Египта и Сирии. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его Гера (Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён.

По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.

Так, по одной из версий мифа, царь Ликург, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери Миния, царя Пенфея растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного Агава была среди этих женщин, она укрепила окровавленную голову сына на тирс, убеждённая, что это голова львёнка.

В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо.

 

Сошествие в Аид.

Дионис спустился в Аид через болото Алкионию, а спуск ему показал Полимн. Из Аида он вывел свою мать Семелу, ставшую богиней Фионой.

 

Брак с Ариадной.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с нею в брак. От него она родила много детей, в том числе Энопиона и Фоанта.

Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

 

Другие предания.

Во время плавания с острова Икария на остров Наксос составлявшие команду корабля морские разбойники-тирренцы, не подозревая о божественной природе Диониса, решили продать его в рабство. Они заковали Диониса в цепи, однако оковы сами упали с рук бога. Из палубы стала расти виноградная лоза, вскоре опутавшая всю мачту, оснастка оказалась полностью оплетенной плющом, весла превратились в змей; сам Дионис обернулся львом, а весь корабль наполнился привидениями в образе диких зверей, и зазвучали флейты. Пираты в страхе бросились в воду и превратились в дельфинов.

Повсюду, где появлялся Дионис, он учреждал свой культ; везде на своем пути он обучал людей виноградарству и виноделию. В Афинах Дионису дал приют Икарий. В благодарность бог научил Икария делать вино. Первым своим вином Икарий щедро угостил пастухов, но те, опьянев, заподозрили Икария, что он их отравил, и убили его. Дионис наслал на афинян кару, которая была искуплена затем специальным ритуалом. В Калидоне царь Ойней принимал Диониса так радушно, что предложил ему свою жену Алфею, которая позже родила от бога дочерей Деяниру, будущую супругу Геракла, и Торгу. Благодарный Дионис научил Ойнея искусству виноградарства и виноделия.

В носившем экстатический характер шествии Диониса участвовали сатиры, менады, или вакханки, с увитыми плющом тирсами (жезлами). Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути. Охваченные священным безумием, менады славили Диониса, били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин. Дионис освобождал людей от мирских забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, которыми пытались опутать его враги, и сокрушал стены. На сопротивлявшихся ему он насылал безумие и страшно их карал. Его двоюродный брат фиванский царь Пенфей, который попытался пресечь вакхические неистовства, был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, в состоянии экстаза принявшей сына за животное (по другой версии, Агава, Ино и Автоноя, сестры Семелы, не признали божественное происхождение своего племянника Диониса, за что тот наслал на них вакхическое безумие, в порыве которого Агава растерзала собственного сына Пенфея). Жестоко расправился Дионис и с отказавшимися участвовать в вакхических шествиях тремя дочерьми орхоменского царя Миния. В порыве насланного богом безумия сестры разорвали сына одной из них, приняв его за оленя, после чего Дионис превратил их в летучих мышей. Царя эдонов Ликурга, оказавшего решительное сопротивление Дионису и его свите, бог лишил рассудка. В безумстве Ликург ударил своего сына Дрианта топором, уверенный, что рубит лозу, и сын скончался. Еще не придя в себя, царь отрезал у трупа нос, уши, пальцы на руках и ногах, после чего вся фракийская земля стала бесплодной, придя в ужас от такого злодеяния. Позже Дионис объявил, что земля не будет родить, пока Ликурга не предадут смерти. Тогда эдоны отвели своего царя на гору, где дикие лошади разорвали его на части. Не менее сурово поступил Дионис с отказавшим ему в почестях Орфеем, за смерть вакханки Дирки он жестоко отомстил Антиопе.

Кроме вина, Дионис изобрел «пиво».

Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в Мессении, которую назвали Ева.

Диониса почитали арабы. Когда боги бежали в Египет, превратился в козла.

Отправился в поход против гигантов (?) вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, почуяв гигантов, заревели, и те убежали. За это Ослы помещены на небо.

По Эврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из эфира и отдал его Гере.

Лишь установив свой культ во всем мире, Дионис вознесся на небеса и занял свое место по правую руку от Зевса как один из двенадцати великих олимпийских богов. После этого он спустился в царство мертвых, где подкупил Персефону, подарив ей мирт за разрешение забрать с собой его покойную мать Семелу. Зевс предоставил в распоряжение Семелы жилище, на что Гера, скрыв злобу, смолчала. Дионис принимал участие в битве богов-олимпийцев с гигантами, в которой поверг своим тирсом Эврита.

 

Возлюбленные Диониса.

 

Потомство Диониса.

  • Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
  • Гименей. От Афродиты (версия).
  • Деянира. От Алфеи (версия).
  • Дидимы (Иовакх – один из них). От Авры.
  • Ком (Комус).
  • Марон. (версия)
  • Наркей. От Фискои.
  • Приап. От Афродиты, или Хионы, или нимфы.
  • Сатир и Телета. От Никеи.
  • Фан. (аргонавт)
  • Фионей.
  • Флиант. От Арефиреи, или Хтонофилы, или Ариадны.
  • Фоант, Стафил, Энопион и Пепареф, также Евримедонт и Энией. От Ариадны.
  • Хариты. От Корониды или Афродиты (версия).

Всего около20 имен.

 

Побежденные Дионисом.

  • Алпос.
  • Аск (великан). Пленил Диониса, побежден Гермесом.
  • Эврит (гигант).
  • Ликург (сын Дрианта). В него Дионис вселил безумие.
  • Оронт.
  • Пенфей. Растерзан вакханками.
  • Рет (гигант).
  • Сифон, царь во Фракии.
  • Тирренские пираты.

 

Спутники Диониса.

  • Бассариды.
  • Вакханки.
  • Гиады.
  • Корибанты.
  • Мелии.
  • Менады.
  • Мималлоны.
  • Сатиры.
  • Титиры.
  • Триетериды. Спутницы Диониса. Праздник Триетерид учрежден пятым Дионисом.
  • Фиады.
  • Акрат. Спутник Диониса, демон несмешанного вина.
  • Акратопот. Божок винопития, почитаемый в Мунихии.
  • Коринт. Сын Мистиды.
  • Мета (Мете). Жена Стафила. Богиня опьянения в Элиде, в храме Силена. Картина с ее изображением в Эпидавре. Подает Силену вино в кубке.
  • Мистида. Одна из кормилиц Диониса.
  • Овиста. Ошибочное написание имени Стафил.
  • Фалес (Фалет). Божество, спутник Диониса. Ему приносят жертвы киллены.
  • Фасилия (Фасилейя). Спутница Меты.
  • Фиса. Дочь Диониса, с которой он веселится на Иде.
  • Автоноя.
  • Агава.
  • Дирка.
  • Ино.

 

Предметы, связанные с Дионисом.

  • Вакхеи (en:Bacchoi). Ветви на элевсинских мистериях.
  • Небрида. По одному из рассказов, Деметра в Аттике одарила семейство Небридов кожей молодого оленя.
  • Тирс.

 

Дионис-бык.

Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.

Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.

Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.

Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.

 

Дионис — бог растений.

Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.

Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный Осирис, культ которого заимствован в Египте. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была Персефона, правительница Аида, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в элевсинских мистериях (культ Деметры, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать, Семелу, и правителю которого подарил мирт, что указывает на символическую связь Гадеса и Диониса. Однако гипотеза о тождестве Диониса и Осириса не выдерживает критики из-за животных аспектов греческого божества, а также его экстатической, безумной природы, символизируемой вином.

 

Дионис-младенец и предвечные воды.

В книге В. Ф. Отто о Дионисе есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «Илиаде» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой Фетиды. В лаконийском варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину. Аргивяне каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на Лерне, называя его Πελάγιος («он из моря»), Λιμναΐος («он из озера») и Λιμναγένης («рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.

На последнее состояние бога указывают и его гермафродические, двуполые черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц нимф (ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему менадами и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.

 

Дионисизм. Культ Диониса.

Заповеди любимейшего из богов греков Аполлона гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ, зародившийся во Фракии и наводнивший Грецию, культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой «гомеровской» традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять ее значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечения богов, то здесь, напротив, основной чертой было «расчеловечение» самих людей», — говорит Александр Мень, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».

Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение.

Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт (Том Мур из книги «Puer Papers»).

Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе сатира, сверху — бог, снизу — козёл (К. Г. Юнг. «Психологические типы»).

Празднества в честь Диониса — вакханалии, т.н. оргии, чем-то схожи по описанию с шабашем ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т.н. менады (от слова «мания» — безумие) или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «вакханалия»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот экзальтации. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.

Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. <…> Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом. (Александр Мень. «История религии».)

В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII-VII вв. д.н.э. Но культ, преследовавший целью освободить душу от всего бренного, соединить её в экстазе с вселенной и доказать бессмертие души, всё больше скатывался в безумные оргии (отчего это слово обрело теперь негативную окраску) и безудержный разгул страстей и инстинктов. Чтобы остановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов.

По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось в т.н. орфический культ или орфизм, названного так в честь легендарного пророка Диониса Орфея.

 

Эпитеты Диониса.

  • Амфиет. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящен LIII орфический гимн.
  • Анфий (Анфин./Антий.) Эпитет Диониса.
  • Апатурий. Имя Диониса.
  • Бассарей (др.-греч. βασσαρεύς, от βασσαρίς, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящен XLV орфический гимн. en:Bassareus
  • Бромий. «Шумный». Эпитет Диониса. Так как при его рождении гремел гром (бром). См. Нонн. Деяния Диониса V 560. В Дервенийском папирусе самостоятельная фигура (англовики?).
  • Вакхий. (Вакх / Бакхий) Имя Диониса. Его так называют, ибо его сопровождают вакханки. Статуя работы Праксителя в Афинах. Статуя в Коринфе. Также эпитет Аполлона.
  • Дендрит. («Древесный»). Эпитет Диониса.
  • Дигон (греч. δίγονος, «дваждырожденный»);
  • Диме́тор (греч. διμήτωρ, «имеющий двух матерей»);
  • Дифирамб. Имя Диониса. Объясняется как «двувратный».
  • Эван (Эван). Эпитет Диониса.
  • Эвбулей. («Благосоветный»). Эпитет Диониса. Отождествляется с Дионисом и Протогоном. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений.
  • Эвий Шумный др.-греч. Βρόμιος Εὔιος), от др.-греч. εὖα, призывного возгласа (Эвий / Эвой /Эвгий / Euhius) «ликующий». Эпитет Диониса.
  • Загрей.
  • Иакх (др.-греч. Ἴακχος, «вопль, призыв»); (Якх) Эпитет Диониса, именуется «двуприродным». Имя Диониса и демона-предводителя мистерий Деметры. Растерзан. С ним связаны деревянные решета – мистические веялки. Находился «под подолом Баубо», она показала его Деметре.
  • Ией. Имя Диониса.
  • Иинкс. Диониса называли Иинксом.
  • Иовакх. Эпитет Диониса.
  • Ирафиот. (Эйрафиот) Эпитет Диониса, вшитого в бедро Зевса.
  • Исодет. «равномерно разделяющий». Эпитет Диониса.
  • Кисс. («Плющ»). Эпитет Диониса в деме Ахарны.
  • Леней. Эпитет Диониса. Поскольку виноград давят в бочке (ленос). Ему посвящен орфический гимн.
  • Икнит. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая. Его праздник в Дельфах, где он был погребен после убиения его титанами. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях.
  • Лисий. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса, статуя в Коринфе. Ему посвящен L орфический гимн.
  • Лиэй. (Лией.) (Lyaeus) Эпитет Диониса. (Вергилий, Нонн)
  • Мельпомен. (Ведущий хороводы/Поющий). Эпитет Диониса.
  • Мефимней. Эпитет Диониса.
  • Мейлихий. Эпитет Диониса на Наксосе, в благодарность за подаренные им смоквы.
  • Никтелий. («Ночной»). Эпитет Диониса.
  • Нисей. Имя Диониса.
  • Ойнос. («Вино»). Эпитет Диониса.
  • Омест. («Сыроядец»). Эпитет Диониса.
  • Омфакит. Имя Диониса.
  • Орфос. (Ортос) «Прямой»). Эпитет Диониса, связанный с его фаллосом. Его жертвенник в святилище Ор.
  • Перикионий. «окруженный колоннами». Эпитет Диониса, наславшего землетрясение на дворец Кадма, где царствовал Пенфей.
  • Пробласт. Эпитет Диониса.
  • Протригеон. Имя Диониса.
  • Стафилит. Имя Диониса.

Триетерик. («Трехлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.

  • Феойний. Эпитет Диониса.
  • Фионей. (Тионей.) Имя Диониса.
  • Флион. (Флей.) Имя Диониса.
  • Фриамб. (Триамб.) Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж 6-5 вв. до н.э.).
  • Хиропсал. «Поглаживающий женские прелести». Эпитет Диониса, почитался в Сикионе.
  • Хорей. «Плясовой». Эпитет Диониса.
  • Хрисопатор. Эпитет Диониса.
  • Эгобол. («Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях.
  • Элевферий. Эпитет Диониса.
  • Элелей. Эпитет Диониса.
  • Эрибой. Эпитет Диониса.
  • Эсимнет. («Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса Дардану. После взятия Трои доставлен в Ахайю, где хранился в Патрах.

 

В литературе и искусстве.

Ему посвящены XXVI и XXXIV гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эдоняне», трагедии Эврипида «Вакханки», комедий Аристофана «Лягушки» и «Дионис, потерпевший кораблекрушение». Существовала сатировская драма Эсхила «Кормилицы Диониса», сатировская драма Софокла «Младенец Дионис», трагедия Херемона «Дионис».

На картине Ктесилоха Зевс, рожающий Диониса, был изображен в митре и по-женски стонущим в окружении богинь. Также оказал влияние на значительную часть творчества Фридриха Ницше, см.»Рождение трагедии из духа музыки», где открывается особое представление дионисийского начала.