Деметра

Δημήτηρ, Δηώ

Табл. 9, 13, 31, 44, 65, 122.

 

Деметра.

Дочь Крона и Реи.

Деметра (Demeter, Δημήτηρ, Δηώ)  —  богиня плодородия и земледелия.

Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона.

Ее имя означает «Мать-Земля» (гр. da/ga, «земля»: Demeter — буквально «земля-мать»); по спорной гипотезе, оно упоминается в микенских текстах как da-ma-te.

Благостная к людям, она считалась первой помощницей в крестьянских трудах, она наполняла амбары запасами, к ней взывали, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Прекрасноликая богиня с волосами цвета спелой пшеницы не имела мужа, хотя жрицы Деметры посвящали жениха и невесту в тайны брачной ночи.

В пору молодости и веселья она вне брака родила от своего брата-громовержца Персефону и могучего Иакха. Затем на свадьбе Кадма и Гармонии влюбилась в критского бога земледелия Иасиона. Разгоряченные выпитым нектаром, лившимся на свадьбе рекой, Деметра и Иасион незаметно выскользнули из дома и, не стесняясь, предались любви на трижды вспаханном поле; плодом этого увлечения стал Плутос — бог богатства и изобилия.

Одним из немногих, с кем Деметра обошлась сурово, был Эрисихтон, сын фессалийского царя Триопа, который осмелился рубить деревья в священной роще богини, чтобы возвести новое помещение для пиров. В образе жрицы рощи Деметра, стараясь казаться вежливой и учтивой, попросила его удалиться, и, лишь когда вместо ответа он замахнулся на нее топором, богиня явила себя во всем величии и обрекла Эрисихтона на вечные муки голода, сколько бы он ни ел.

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей (гр. Demeter, слав. Мать-Сыра Земля, инд. Prthivi-Matar). Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него.

Также ее называли Эринией («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — Персефона — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, жены Аида. Сестра Зевса, Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Согласно легенде, была сожрана своим отцом Кроносом, а затем извлечена из его утробы.

По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос и Филомел. По Диодору была матерью Эвбулея.

У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил ее в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон соблазнил ее в образе коня (см. ниже).

Получила от Аида как брачный дар Сицилию (её могут также называть родившейся на Сицилии).

Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров.

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

 

Похищение Персефоны.

Веселость Деметры прошла, когда она потеряла юную Персефону, похищенную Аидом. Девять дней и ночей без еды и питья искала она свою дочь, тщетно взывая к пропавшей девушке.

На десятый день от богини попытался добиться взаимности Посейдон, уже давно влюбленный в нее. Уставшая и отчаявшаяся от бесплодных поисков Деметра менее всего была расположена к любовным утехам; она превратилась в кобылицу и укрылась в табуне, принадлежавшем аркадскому царю Онку. Однако ей не удалось обмануть Посейдона, который, превратившись в жеребца, покрыл ее. От этого возмутительного союза родились дикий конь Арейон и нимфа Деспойна.

По другой версии, Деметра сошлась с Посейдоном в образе эринии. В тот же десятый день своих странствий в поисках дочери, приняв образ доброй старушки, Деметра пришла в дом элевсинского царя Келея и его жены Метаниры. Ее приветливо встретили в царской семье и предложили стать нянькой их новорожденного сына Демофонта; здесь впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Богиню угостили сдобренным мятой ячменным отваром, и Деметра залпом выпила целый кувшин. «О, как жадно ты пьешь!» — воскликнул Абант, старший сын Келея; недовольно передернув плечами, богиня мрачно взглянула на него, и он превратился в ящерицу. Устыдившись случившегося, Деметра решила сослужить Келею службу и сделать Демофонта бессмертным. Той же ночью она натерла мальчика амбросией и вознесла над огнем, но не успела завершить свои магические манипуляции, как вошла Метанира, чары исчезли и Демофонт скончался. Безутешно оплакивающему своих двух сыновей Келею богиня напомнила, что у него остались еще три сына, и пообещала одарить одного из них, Триптолема, так, что Келей позабудет о своей двойной утрате. Именно Триптолем сообщил Деметре то, что ей и хотелось узнать больше всего на свете. По его словам, десятью днями раньше его брат Эвбулей пас свиней, когда земля неожиданно разверзлась, и на глазах у Эвбулея все его свиньи полетели вниз, затем раздался тяжелый конский топот, появилась запряженная черными лошадьми колесница и исчезла в образовавшемся провале. Лица возничего пастух не разглядел, но заметил, как правой рукой тот крепко обхватил громко кричавшую девушку. Имея такое свидетельство, Деметра призвала Гекату, и они отправились к всевидящему Гелиосу и заставили его признаться, что злодеем был Аид, похитивший Персефону (Кору) с молчаливого согласия своего брата Зевса. Деметру это возмутило настолько, что она не стала возвращаться на Олимп, а продолжала свои странствия по земле, запрещая деревьям плодоносить, травам расти. На земле наступил голод, племя человеческое оказалось перед угрозой вымирания. Зевс, не решаясь лично встретиться с Деметрой, направил ей с Иридой послание, которое осталось без ответа, а затем к Деметре отправилась целая делегация олимпийских богов с примирительными дарами, умоляя ее подчиниться воле Зевса.

Однако она не вернулась на Олимп и поклялась, что земля останется бесплодной до тех пор, пока ей не вернут похищенную дочь. Зевсу ничего не оставалось, как приказать Аиду вернуть Персефону. Однако к этому времени Персефона отведала пищу мертвых — съела семь гранатовых зерен, в чем ее уличил Аскалаф, один из садовников Аида; поэтому с помощью Реи, матери Зевса, Аида и Деметры, было достигнуто соглашение: две трети года она будет проводить с Деметрой, а одну треть года посвятит Аиду. Исполняя свое обещание элевсинскому царю, Деметра подарила Триптолему колесницу, запряженную драконами, деревянную соху и зерна пшеницы и научила его искусству земледелия; разъезжая по всему свету, Триптолем засеял землю и обучил этому людей. Не забыла Деметра и Аскалафа: за длинный язык она бросила его в яму, которую закрыла огромной скалой; впоследствии спустившийся за Кербером в Аид Геракл откатил эту скалу и освободил Аскалафа, однако Деметра не смягчилась и превратила болтуна в филина. Миролюбивая Деметра не принимала участия в битве богов-олимпийцев с гигантами, а вместе с Гестией стояла поодаль и в страхе заламывала руки; не участвовала она и в Троянской войне.

Итак, вкратце.

Наиболее известен миф о том, как Аид похитил Персефону, и Деметра блуждала по всей земле в её поисках. Через девять дней, поняв, что ее поиски тщетны, Деметра обратилась за помощью к Гелиосу. Тот назвал ей имя похитителя, и Деметра поняла, что Зевс сам уступил брату свою дочь, она бессильна что-либо изменить. Изменив внешность, богиня отправилась скитаться по свету.

Её впервые убедил испить Геспер-Атлант, она трижды пересекала любую реку. Она посетила Иду. Во время блужданий громко звала дочь со скалы Анаклетра в Мегарах.

В Элевсине Деметра опустилась на камень (позже его назвали камнем скорби) у родника (колодца) Анфион. Здесь ее в слезах увидели дочери элевсинского царя Келея. Богиня не открыла девушкам свою тайну, сказала, что она родом с Крита и была ограблена, попросила для себя работу и кров. Царевны отвели ее в дом отца.

Входя в мегарон, богиня задела головой притолоку двери, и по дому распространилось сияние. Царица Метанира, заметившая это, поняла, что перед ней не простая смертная. Она поклонилась богине и предложила занять свое кресло. Деметра отказалась и, устроившись на простом деревянном сиденье у стола, предалась печали. Она отказывалась от вина и еды, никого вокруг не замечала. Лишь острая шутка служанки Ямбы заставила ее улыбнуться.

Царица доверила чужестранке уход за своим сыном Демофонтом (по Гигину — Триптолемом). В течение нескольких ночей младенец повзрослел на год. Деметра, желая сделать ребенка бессмертным, заворачивала его в пеленки и клала в пылающую печь. Метанира однажды увидела это, подняла крик, велела отдать ребенка. По одной из версий ребенок погиб. Тогда Деметра предстала перед жителями дома в своем божественном обличие и повелела построить ей храм в Элевсине, а у родника (колодца) Анфион за городской стеной — алтарь, взамен пообещав научить их секретам земледелия.

В период скитаний Деметры на земле прекратили всходить урожаи. Люди умирали от голода и не приносили жертв богам. Зевс начал посылать за Деметрой богов и богинь, чтобы уговорить вернуться на Олимп. Но она, сидя в черном одеянии в элевсинском храме, не замечала их. Тогда Зевс велел Аиду вернуть Персефону. Аид не посмел ослушаться брата, но дал ей зерна священного граната, чтобы в определенное время года она возвращалась к мужу.

Увидев Персефону, Деметра вышла из оцепенения, скинула траурное одеяние и украсила свою голову венком из васильков.

В благодарность за гостеприимство Деметра научила элевсинцев земледелию. Она дала Триптолему семена пшеницы, и он первый вспахал и засеял поле. Затем, по повелению Деметры Триптолем облетел все страны мира на запряжённой крылатыми змеями колеснице и всюду научил людей земледелию.

 

Эпитеты Деметры.

  • Анфея — имя богинь — эпитет Деметры как матери Эвбулея.
  • Ахея (Ахена) — «Скорбящая» — эпитет Деметры.
  • Геркинна — эпитет Деметры.
  • Гермиона — имя Деметры и Персефоны в Сиракузах.
  • Део («Део конеродная») — имя Деметры в пророчестве Пифии аркадянам.
  • Деоида — Деметра либо ее дочь, соблазненная Зевсом в облике змеи.
  • Европа («Широкоглядящая») — эпитет Деметры, святилище в Лебадии. Была кормилицей Трофония.
  • Иул — демон снопа, почитавшийся в гимнах. Была Деметра Иуло.
  • Каллигения — эпитет Деметры.
  • Мелена (Мелайна) — см. Деспина.
  • Просимна — эпитет Деметры.
  • Сито — «Хлебодарная» — эпитет Деметры, ее статуя в Сицилии. В микенских текстах упомянута si-to-po-ti-ni-ja (Сито Потния, «Владычица Хлеба»).
  • Фесмофора («Законодательница/Закононосительница») — эпитет Деметры. Храм Деметры Фесмофоры и Коры в деме Галимунт. Храм Деметры Фесмофоры в Мегарах. Также есть божество Фесмодотейра.
  • Фурия (Турия) — эпитет Деметры.
  • Хлоя («Зеленеющая») — эпитет Деметры.
  • Хтония — эпитет Деметры в Гермионе, ежегодные празднества, приносят в жертву четырех коров. В Спарте ее культ основан Орфеем.
  • Эннея — эпитет Деметры. От места похищения Персефоны.
  • Эриния («Мстящая») — эпитет Деметры в Фельпусе (Аркадия).

 

Есть рассказ, что Посейдон преследовал Деметру, она превратилась в кобылу и паслась вместе с кобылами Онкия, но Посейдон уподобился жеребцу и овладел ею. Деметра омылась в Ладоне, и ее называют Лусия (Омывшаяся). Деметра родила дочь, чье имя нельзя разглашать непосвященным, и коня Ариона.

 

Культ и праздники Деметры.

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра.

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.

О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.

Фесмофории — празднества в честь Деметры.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Упомянута в «Одиссее» (V 125).

 

Была пьеса Аристия «Деметра».