Ахилл

Ἀχιλλεύς

Табл. 104, 129, 131, 134.

 

Ахилл.

Сын Пелея и Фетиды.

Ахилл, Ахиллес, Ахиллэус (Achilles, Ἀχιλλεύς)  —  храбрейший из героев, предпринявший под предводительством Агамемнона поход против Трои.

Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

 

Детство Ахилла.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.Первейшие упоминания о легенде, связанной с рождением Ахилла упоминают печь Гефеста, в которую Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным) клала, держа за пятку. Стремясь сделать сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида закаляла младенца Ахилла на огне, а затем натирала амброзией. Пелей выхватил у нее сына, когда Фетида уже сделала бессмертным все его тело, за исключением лодыжки, которая так и осталась ненатертой. По другой версии, Фетида окунала Ахилла в воды подземной реки Стикс, держа его за пятку; пятка, оставшаяся сухой, была единственным уязвимым местом на теле героя (отсюда выражение «ахиллесова пята» ). Возмущенная вмешательством мужа, Фетида простилась с ним и вернулась домой в море, но продолжала заботиться о сыне.

Согласно другому преданию, которое не упоминает Гомер, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикс или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» для обозначения слабой стороны данного лица.

В детстве носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). По другим авторам, его в детстве звали Лигирон. Подобная смена детского имени на «взрослое», связанная с травмой или подвигом — реликт инициационного ритуала.

Ср. смена детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином.

Воспитывался Хироном на Пелионе. Пелей отнес ребенка кентавру Хирону, который вырастил его на горе Пелион, кормя потрохами львов, диких вепрей и костным мозгом медведей, чтобы мальчик вырос смелым. По другой версии, он кормил воспитанника медом и мозгами дичи, чтобы тот стал хорошим бегуном. Хирон учил Ахилла искусству верховой езды, охоте, игре на разных музыкальных инструментах и врачеванию. Муза Каллиопа учила мальчика пению. В шестнадцатилетнем возрасте Ахилл впервые убил вепря и с тех пор стал постоянно приносить туши вепрей и львов в пещеру Хирона. Афина и Артемида с удивлением взирали на стройного белокурого ребенка, который был столь быстроногим, что легко догонял оленей даже без помогци гончих.

Хирон кормил его костным мозгом оленей и других животных, именно поэтому его, якобы, стали называть а-хилос, «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По истолкованию, нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Не был женихом Елены. Лишь Эврипид называет его женихом. Как самый юный из поколения героев — будущих участников Троянской войны, — Ахилл не входил в число женихов Елены и не должен был принимать участия в походе. Фетида знала, что ее сын никогда не возвратится из-под Трои, если присоединится к походу, поскольку ему было суждено либо прославиться под стенами города и умереть в раннем возрасте, либо прожить долгую и бесславную жизнь у домашнего очага. Она нарядила его девочкой и оставила на попечение царя Ликомеда на острове Скирос, где Ахилл жил во дворце среди дочерей Ликомеда. На Скиросе от тайного брака Ахилла с Деидамией, дочерью Ликомеда, родился их сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом.

По версии, его удержал от сватовства Хирон, обладавший даром предвидения.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного — Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.Первейшие упоминания о легенде, связанной с рождением Ахилла упоминают печь Гефеста, в которую Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным) клала, держа за пятку. Согласно другому преданию, которое не упоминает Гомер, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикс или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка — «Ахиллесова пята» для обозначения слабой стороны данного лица.

В детстве носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). По другим авторам, его в детстве звали Лигирон. Подобная смена детского имени на «взрослое», связанная с травмой или подвигом — реликт инициационного ритуала (ср. смена детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

 

Воспитание Ахилла и начало войны за Трою.

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию, Ахилл не знал врачебного искусства, но исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца, он присоединился к походу против Трои в сопровождении 50 кораблей (либо 60), своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру, он прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха, буря занесла его на Скирос.

Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта о том, что без участия Ахилла поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скирос, где он в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила его пол, и Ахилл был вынужден примкнуть к походу греков.

По некоторым авторам, в начале похода ему было 15 лет, а война длилась 20 лет. Первый щит Ахилла тоже изготовил Гефест, эту сцену изображают на вазах.

Многие считают, что никакой неуязвимостью Ахилл не обладал.

Храбрейшим и сильнейшим из героев он был только в силу своих личных качеств. Зная, что ему суждена короткая жизнь, он стремился прожить ее так, чтобы слава о его доблести сохранилась навеки. Судьба Елены и Менелая интересовала его крайне мало, однако Ахилл принял участие в Троянской войне, предпочитая героическую долю долгой, но бесславной жизни.

Во главе ополчения мирмидонян на 50-ти кораблях в сопровождении своего друга и побратима Патрокла Ахилл прибыл в Авлиду на сбор войска. В Авлиде его именем воспользовались, чтобы обманом привезти сюда Ифигению, дочь Агамемнона и Клитеместры, для жертвоприношения Артемиде. Узнав об этом, Ахилл обязался защитить Ифигению от любого обидчика, но она добровольно положила голову под жертвенный топор.

По дороге в Трою, во время остановки на острове Тенедос, от руки Ахилла погиб царь Тенед, швырнувший огромный камень со скалы в греческие корабли — Ахилл бросился в море, доплыл до берега и, не раздумывая, поразил Тенеда в самое сердце. К несчастью, Тенед имел основания считать своим отцом Аполлона, а Фетида ранее предупредила Ахилла, что если он убъет сына Аполлона, то сам умрет от руки грозного бога-стреловержца. При Ахилле постоянно находился слуга по имени Мнемон, единственной обязанностью которого было напоминать хозяину о предупреждении Фетиды. Слишком поздно поняв, что он только что совершил, Ахилл покарал Мнемона смертью за то, что тот забыл напомнить ему о словах Фетиды. Ахилл вторым сошел на троянский берег: Фетида сказала ему, что первый ахеец, сошедший на берег, погибнет. Метко пущенным камнем он убил местного героя Кикна, а вскоре после этого, не боясь божественного гнева, отрубил голову троянскому царевичу Троилу прямо у алтаря в храме Аполлона, где Троил пытался спрятаться от него. Поскольку каждое из этих трех событий по разным причинам задевало Аполлона, они послужили причиной мести, которую бог свершил над Ахиллом руками Париса на десятом году Троянской войны.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны пытался взять город Монению (Педас), в него влюбилась местная девушка. «Нет ничего странного в том, что он, будучи влюбчивым и невоздержанным, мог ревностно заниматься музыкой».

 

Илиада.

Прославился Ахилл уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять ее окрестности и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Во время одной из таких экспедиций Ахилл взял в плен троянского царевича Ликаона и продал его в рабство на острове Лемнос. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду, которая стала его любимой и верной рабыней. Она-то и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном. При том же дележе Агамемнону досталась Хрисеида, и он отказался вернуть пленницу за большой выкуп ее отцу Хрису, жрецу Аполлона, за что бог наслал на греков моровую язву. Когда Хрисеида все-таки попала к отцу, — а таково было требование Аполлона, — Агамемнон взамен отнял у Ахилла Брисеиду, после чего обиженный до глубины души Ахилл объявил, что больше не будет участвовать в войне. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи и, взяв его божественных коней, вступить в бой.

Конец колебаниям Ахилла положило известие о гибели Патрокла от руки славнейшего троянского героя Гектора. Получив от Гефеста новые доспехи, Ахилл устремился в бой. Троянцы дрогнули и бежали к реке Скамандр. Здесь Ахиллу удалось разделить троянское войско, половину которого он погнал через долину к городу, а вторую половину — к излучине реки. Речной бог Скамандр в гневе бросился на Ахилла и попытался его утопить, но Гефест принял сторону греческого героя и высушил реку испепеляющим пламенем. Оставшиеся в живых троянцы спрятались за городскими стенами. Перед Ахиллом остался один Гектор. Ахилл три раза обежал вокруг стены, преследуя Гектора, когда же тот остановился, чтобы встретить противника, он нанес ему удар в грудь и отказал в последней просьбе — позволить выкупить его тело для погребения. Двенадцать дней подряд Ахилл вставал на рассвете и трижды протаскивал за своей колесницей тело Гектора вокруг могилы Патрокла.

Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

В «Илиаде» убил 23 троянца, названных по имени. Например, он убил Астеропея. Сражался с Энеем, Эней бежал; с Агенором (которого спас Аполлон).

 

Смерть Ахилла.

На стороне троянцев сражалась царица амазонок Пенфесилея, убившая многих греков. Ахилл поразил Пенфесилею, после чего влюбился в ее мертвое тело. Терсит, самый уродливый из всех греков, сражавшихся под Троей, выколол у умершей глаза копьем и обвинил Ахилла в страсти, противной природе человека. Ахилл ударил Терсита и отправил его в царство мертвых. После этих событий Ахилл отплыл на Лесбос, где принес жертвы Аполлону, Артемиде и Лето, а Одиссей, заклятый враг Терсита, совершил над Ахиллом очистительный обряд. Вскоре после этого Ахилл, мстя за гибель своего друга Антилоха, сразил вождя эфиопов Мемнона.

Мемнона он убил, мстя за смерть своего друга Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину, он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего убил 72 воина.

Ахилл погиб у Скейских ворот от двух стрел Париса, направляемых Аполлоном: первая стрела, попав в пяту, лишила Ахилла возможности устремиться на противника, а вторая сразила его в грудь. По другой версии, Ахилл стал жертвой заговора. Он влюбился в троянскую царевну Поликсену, которую ее отец Приам предложил ему в жены при условии, что осада Трои будет снята. Но Поликсена, которая не могла простить Ахиллу смерть ее брата Троила, сумела узнать, что пята Ахилла уязвима. По ее просьбе он пришел босиком и без оружия, чтобы закрепить договор принесением жертвы в храме Аполлона. Деифоб, брат Поликсены, прижал Ахилла к своей груди, а другой ее брат Парис уколол его в пяту отравленной стрелой или, как утверждают некоторые, мечом.

В течение семнадцати дней Ахилла оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, а прах, смешанный с прахом Патрокла, положен в изготовленную Гефестом золотую урну и погребен у мыса Сигей, при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря. Пока ахейцы участвовали в погребальных играх, Фетида взяла душу Ахилла из костра и отнесла ее на Левку — один из Островов Блаженных. Этот остров в устье Дуная с тех пор считался священным островом Ахилла. В многочисленных лесах острова водилось множество диких и прирученных зверей. На этом острове Ахилл женился на Елене, и у них даже родился сын. Некоторые утверждают, что супругой Ахилла на Левке стала Ифигения или Медея. По другим свидетельствам, Ахилл остался во власти Аида и горько сетовал на свою судьбу, бродя по Асфоделевым лугам.

По некоторым авторам, убит самим Аполлоном, либо стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла — Стаций, однако есть соответствующее изображение на амфоре VI в. до н. э.

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговор.

 

Последующие предания.

По версии, его тело выкуплено за равный вес золота с Пактола.

Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи его, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. По Одиссее, Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

 

Литература.

Действующее лицо трагедий Эсхила «Мирмидоняне», «Нереиды», «Фригийцы, или Выкуп тела Гектора»; сатировских драм Софокла «Поклонники Ахилла» и «Сотрапезники», трагедии Эврипида «Ифигения в Авлиде». Трагедии «Ахилл» писали Аристарх Тегейский, Иофонт, Астидамант Младший, Диоген, Каркин Младший, Клеофонт, Эварет, у Херемона была трагедия «Ахилл — убийца Терсита», из латинских авторов Ливий Андроник («Ахилл»), Энний («Ахилл по Аристарху»), Акций («Ахилл, или Мирмидоняне»).