Афина Паллада

Ἀθηνᾶ Παλλας

Табл. 21, 31, 65, 70, 81, 98.

 

Афина Паллада.

Дочь Зевса и Метиды или дочь Океана.

Афина Паллада (Athena Pallas, Ἀθηνᾶ Παλλας, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица») — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины.

Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

 

Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности.

В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

  • шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы
  • появлялась в сопровождении крылатой богини Ники
  • олива — священное дерево древних греков
  • сова (символ мудрости)
  • змея (также символ мудрости)

 

Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.

 

РОЖДЕНИЕ АФИНЫ

Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса. После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы.

 

Рождение Афины из головы Зевса. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому, у Ивика и других поэтов, писателей и мифографов. При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери.

Эти детали таковы: предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида. Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове, а Прометей воспринял её из головы Зевса (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии). О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне и у орфиков. По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день.

 

Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь.

Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите. В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович).

 

 

Родители.

Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители

               Мать

  • Титанида Метида, богиня мудрости — от Зевса
  • По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса.
  • Нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона)

              Отец

  • Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично.
  • Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь.
  • Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды.
  • Гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу.
  • Смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

 

Места рождения.

Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой. Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

  • Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор.
  • Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии.
  • Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида.
  • Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии, где она была выкормлена местным жителем.

 

Суд за Аттику.

Другой важный мифологический сюжет об Афине рассказывает о том, как она получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. В сохранившихся текстах раннего эпоса сюжет не упоминается, связный рассказ о споре за владение городом (по версии, даже первым городом на Земле) приводит «Мифологическая библиотека» Псевдо-Аполлодора (III 14, 1).

Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно упоминаниям Каллимаха и Нонна, их судьей был Кекроп-змея, судьями называли также либо Краная, либо Эрисихтона. По другому сказанию, судили двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом, а свидетелем был Кекроп-змея; либо судил один Зевс.

Позднейшую версию мифа приводит Варрон. Когда в городе появилось оливковое дерево, а в другом месте вода, царь Кекроп послал в Дельфы и по велению оракула поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины подали голоса за Посейдона, а женщины за Афину, и одной женщиной оказалось больше. Тогда Посейдон опустошил землю волнами, а афиняне подвергли женщин тройному наказанию: лишили права голоса, никто из детей не должен был принимать имени матери и никто не должен был называть женщин афинянками.

Суд состоялся 2 боэдромиона (конец сентября), и этот день афиняне изымали из календаря. «Хроника Эвсевия» датирует появление оливы и процесс 466 либо 483 годом от Авраама (1551 либо 1534 год до н. э.). Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона; в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своем состязании с Арахной.

 

Афина, Гефест и Эрихтоний.

Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причем Посейдон подговорил его просить в жены Афину; по Лукиану, в награду за помощь при родах), и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться.

По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий), но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьем. Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю (по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца.

Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины, а имя истолковывали от «эрион» — шерсть (либо «эрис» — раздор) и «хтон» — земля. В «Хронике Эвсевия» Эрихтоний отождествлялся с Эрехтеем, упоминаемым Гомером, а его рождение датировалось 532 годом от Авраама (1485 год до н. э.). Гомер в «Илиаде» упоминает воспитание Афиной Эрехтея, рождённого Геей, в её храме (II 547—551), а в «Одиссее» — дом Эрехтея, который посещает Афина (VII 81). Изображение убегающей от Гефеста Афины было в спартанском храме Афины Меднодомной.

Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным (по Нонну, богиня вскормила его грудью), и отдала в ларце (либо в корзинке) на сохранение Пандросе, дочери Кекропа (либо трем дочерям: Аглавре, Герсе и Пандросе ), запретив открывать. Эти три дочери танцевали на лугу перед храмом Паллады. Эврипид рассказывает, что Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Такой амулет из пары драконов упомянут в сцене узнавания в трагедии «Ион».

Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады.

По описанию Еврипида, в ковре для священного шатра афинян в Дельфах было выткано, как перед дочерьми Кекропа «клубилось тело». Согласно гипотезе Павсания, змея, изображенная возле статуи Афины в Парфеноне — это Эрихтоний. Миф также упоминают Лукиан и Павсаний.

 

Изобретение флейты.

Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая»). Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Эвриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона. Эпихарм упоминает, что она играла перед Диоскурами на авлосе.

По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки, и бросила флейту в Идейском лесу, либо выбросила флейту в воды Меандра. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. (Павсаний также упоминает статую Афины, бьющей силена Марсия, который поднял флейту). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу. Аристотель дает мифу свое истолкование. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.

 

Участие в гигантомахии.

Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Эврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет. Эту битву локализуют на Флегрейских полях. Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой.

Другие подробности битвы с гигантами изображались на щите статуи Афины Парфенос. В трагедии Эврипида «Ион» афинские женщины обсуждают это изображение: Афина, держащая щит с Горгоной на нём, выступает против Энкелада. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию. С Палланта Афина содрала кожу и покрывала ею свое тело. Каллимах подчёркивает заботу Афины о своих конях после битвы.

 

Троянская война. Афина и троянский конь.

Связь Афины с троянским конём, положившим конец войне, крайне тесна. Во-первых, ей принадлежит замысел коня, во-вторых, коня называют приношением ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует взятию Трои с его помощью. Эврипид отмечает, что Илион разрушен «злобою Паллады» и её силой.

Так, Эпей построил троянского коня по её замыслу и с её помощью. Квинт Смирнский в поэме «После Гомера» подробно излагает, что Эпей научился своему ремеслу от Афины (XII 85), Афина является во сне Эпею (XII 109—121). За три дня, благодаря Афине, конь был завершен (XII 154), и Эпей просит Афину благословить его работу (XII 159—163). Позже Эпей посвятил свои инструменты в храм Афины Миндии. (Жители Метапонта показывали в храме Афины эти железные орудия, которыми Эпей соорудил коня). Кроме того, Афина приняла облик вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали голода.

Когда план приводят в действие, перебежчик Синон говорит троянцам, что этот дар Афине всегда будет охранять их город вместо палладия. Посвящение коня Афине (и даже соответствующую надпись на нём) упоминают многие авторы.

Афина подает дурные знаки (землетрясение) после предложения Лаокоона уничтожить коня; радуется, когда троянцы не верят Лаокоону и решают втащить коня в город, и насылает змей на сыновей Лаокоона. Богиня сама незримо помогала троянцам тащить коня к храму Афины. Гомер упоминает, что Афина заставляет Елену отойти от троянского коня. Трифиодор более подробно описывает, что Елена пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, однако появилась Афина, видимая только Елене, и заставила её уйти.

А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой. Когда началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

 

Изобретения Афины .

Афина cчиталась основательницей:

  • государства,
  • колесницы,
  • корабля
  • флейты и трубы,
  • изобрела войны.
  • керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
  • научила ткачеству, прядению и кулинарии
  • учредила законы и ареопаг (высший суд в Афинах).

 

Афина-дева.

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах. Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней. Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события, а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой. Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона».

Чудовищный Тифон планирует отдать Афину в жены Эфиальту и предлагает её в жены Кадму, отчего Ника опасается за девственность Афины.

Аргосские девушки перед замужеством приносили ей в жертву волосы. Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах.

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И Афина выкармливает своим молоком сына Авры и Диониса Иакха, как ранее Эрехтея-Эрихтония.

 

Афина, материнство и супружество.

 Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть.

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы. В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить, либо началась чума [133], и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью, и богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом был перенесен через море

 

Афина и музыка.

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах либо после победы над титанами, либо сразу после рождения.

Полиэн рассказывает легенду, как Прокл и Темен Гераклиды воевали с Эврисфеидами за Спарту и приносили жертву Афине, а в битве им помогли флейтисты. С тех пор флейта ведет лаконцев. О флейтистах в спартанском войске упоминает Фукидид.

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу или даже «трубу Эниалия».

 

Афина и корабли.

Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины. Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса (согласно Коллуфу, богиня не одобрила его работу).

По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо.

Данай по совету Афины построил 50-весельный корабль с двумя носами, на котором бежал с дочерьми.

Афина посылает попутный ветер Телемаху, Тесею , ахейцам, возвращавшимся с Лемноса. Изображение лика Паллады было на афинских кораблях.

 

Афина-ремесленница.

Искусство работ отмечает Гомер, называя её наставницей мастера по металлу. Дедал научился своему искусству у Афины. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины.

Гесиод указывает на её связь с ремесленниками-плотниками. Афина отполировала копье Пелея. Она помогает гончарам. Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины». Эпиграммы говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника и орудий труда земледельца.

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам, также она обучает мастерству Евриному, дочь Ниса и, вероятно, дочерей Левкона, а также вообще девушек ремеслам.

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам, а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы.

В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств, ради которых почитается.

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса нужно «ремесло Афины».

 

Афина-ткачиха.

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры и обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина изготовила платье для Пандоры. Аполлоний Родосский подробно описывает изображения на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала ли его богиня сама.

Согласно Коринне, Афина научила ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона. У Овидия ткачихи Миниады «задержаны Палладой» и её трудом, не желая поклоняться Дионису.

Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших одежду Геракла, а также Федру, забросившую «ремесло Паллады».

Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке.

Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины». Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла; посвящение ткачих в храм Афины Прядущей. Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины».

Поэтесса Мойро из Византия (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море.

Марциан Капелла толкует рассказ Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом. Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле».

 

Афина-целительница.

Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых. По Эврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая).

Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра. Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны.

Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился.

 

Афина и Персей.

Диктис воспитал Персея в храме Афины. Афина предводила Персея, дала ему кривой меч (по другой версии, меч он получил от Гермеса) и направляла его руку, обезглавившую Медузу.

Персей принес богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, и она поместила её на свой щит. Позднее Персей, Андромеда и Кефей были помещены Афиной среди созвездий.

Хотя Горгону на щите Афины упоминает уже Гомер (см. также Горгонейон), описание её появления там благодаря подвигу Персея сохранилось лишь у более поздних авторов.

 

Афина и Кадм.

Участие Афины в судьбе Кадма велико, хотя зафиксировано относительно поздними источниками.

Афина вдохновила его и дала силы для битвы с фиванским драконом, а также вручила Кадму камень, которым тот поразил дракона. По совету Афины герой посеял зубы дракона, по её промыслу бросил глыбу в одного из рождённых землей, вызвав схватку между ними, по её внушению оставшиеся спарты бросили оружие. После этого Кадм принес в жертву Афине Онкайе телицу, которая привела его в Фивы.

После того, как Кадм отбыл наказание за убийство, Афина дала ему царскую власть в Фивах. На свадьбе Кадма и Гармонии богиня подарила им ожерелье, пеплос и флейты. Половину зубов дракона Афина подарила Ээту.

 

Афина и Геракл.

Уже в «Илиаде» Афина упоминает, что неоднократно помогала Гераклу по воле Зевса. Характер этой помощи раскрывается множеством текстов:

Афина спасла Геракла во младенчестве, попросив Геру дать ему грудь, а затем отнеся к Алкмене и веля кормить, потому Гера — «вторая мать» Геракла. Афина бросает камень в безумного Геракла и спасает Амфитриона, этот камень называют Софронистер (Приводящий в разум).

Геракл получил от Афины доспехи перед войной с Орхоменом; по другому рассказу, он получил от Гефеста золотой панцирь, а от Афины — плащ. В изображении Валерия Флакка Гера и Афина обсуждают судьбу Геракла-аргонавта. Афина воздвигла Гераклу теплую баню при Фермопилах. Когда Геракл прибыл в Сицилию, Афина приказала нимфам, и близ Гимера забили теплые источники для него.

 

                           Помощь в совершении Двенадцати подвигов:

  • Афина была изображена на ларце Кипсела стоящей близ Геракла, сражающегося с лернейской гидрой, и подсказывающей ему, как убить чудовище.
  • Афина дала Гераклу медные погремушки работы Гефеста, с помощью которых он спугнул Стимфалийских птиц.
  • Афина говорит Посейдону, что тот не должен избавлять Гериона от смерти от рук Геракла.
  • Афина помогла Гераклу похитить Кербера из Аида.
  • На метопе храме Зевса Олимпийского изображалось, как Афина помогает Гераклу поддерживать небесный свод.
  • Афина забрала у Геракла яблоки Гесперид и вернула их на место.

 

               Участие в гигантомахии:

  • Согласно поэме «Меропида», Афина гремит с неба и помогает Гераклу против гиганта Астера с Коса, убивает его, снимает с него кожу и облачается в неё. С Коса Геракл по указанию Афины отправился на Флегрейские поля для гигантомахии.
  • Было известно, что Афина и Геракл помогли Зевсу. По совету Афины Зевс призвал в союзники Геракла против гигантов, по её же совету Геракл стащил гиганта Алкионея с земли Паллены и убил его.

            

            Участие в других подвигах:

  • Скульптурная группа в Дельфах (дар фокейцев) изображала Геракла и Аполлона, готовых вступить в борьбу за треножник, и Афину, удерживающую Геракла.
  • Как упоминает «Илиада», с помощью Афины троянцы некогда воздвигли вал Гераклу, спасавшемуся от кита, хотевшего съесть Гесиону.
  • В поэме «Щит Геракла» описывалось, как Афина даёт мощь Гераклу и Иолаю и восходит на их колесницу, выступает против Ареса, которого ранит Геракл.
  • Афина помогала Гераклу во время похода на Пилос против Аида. Она помогает Гераклу победить пилосца Периклимена.
  • Геракл взял у Афины локон Горгоны и дал его Стеропе, дочери Кефея, для обороны.
  • Афину изображали помогавшей Гераклу в битве с Ахелоем.
    • Умирающий Геракл взывает к Афине (по Софоклу, он просит помощи; по Сенеке — легкой смерти). В храме Афины Меднодомной была изображена Афина, ведущая на небо Геракла. Стаций изображает богов Геракла и Афину встречающимися на поле битвы.

 

Афина и Тидей.

Согласно «Илиаде», Афина помогала Тидею в состязаниях с фиванцами. Неоднократно она упоминается в «Фиваиде» Стация. Когда фиванцы устроили Тидею засаду, Афина является победителю Тидею и предостерегает его от возвращения в Фивы, Тидей собирает трофеи для Паллады и обращается к ней с молитвой, обещая построить храм в Плевроне и посвятить ей 100 калидонянок (таких деталей, приводимых Стацием, в эпической «Фиваиде» быть не могло).

Во время похода Семерых против Фив Афина присутствует рядом с Тидеем в бою, отражает от него часть стрел, прикрывает щитом.

Когда Тидей был смертельно ранен, Афина выпросила у Зевса лекарство бессмертия для Тидея, но увидев, что тот пожирает мозг своего врага Меланиппа, возненавидела его и не дала ему волшебное средство.

 

Афина и Диомед.

Помощь Афины Диомеду подробно описывается в «Илиаде», прежде всего в V песне. Афина дает силу герою (V 1-8), вновь вдохновляет его на бой, в том числе против Афродиты (V 114—132, 405), направляет копье Диомеда на Пандара (V 290—296). После разговора с Диомедом богиня вдохновляет его на битву с Аресом, восходя на его колесницу (V 793—841), отводит пику Ареса от героя (V 854) и направляет копье Диомеда в живот Ареса (V 855—867).

В X песне поэмы Афина посылает цаплю как доброе знамение лазутчикам Одиссею и Диомеду, которые обращаются к ней с молитвой (X 274—297, 461—464), вдохновляет Диомеда (X 366, 482), является ему и указывает вернуться (X 508—512), герои возливают ей вино (X 578). В анонимной трагедии «Рес» Афина также появляется перед Одиссеем и Диомедом и говорит им о Ресе.

Также Афина помогает Диомеду во время состязаний (XXIII 389, 399, 405), а Диомед обещает принести ей в жертву юную телицу (X 292).

Как утверждает Квинт Смирнский, Одиссей и Диомед похитили ксоан Афины из Трои с её согласия. Утверждалось, что Диомед воздвиг храм Афины Остроглядящей в Аргосе. Диомед был одним из предполагаемых владельцев палладия. Уже в Италии Диомед вспоминает, что был храним заботами Афины во время шторма. Гораций упоминает Диомеда, вознесенного Палладой до богов.

 

Афина и Ахилл.

В «Илиаде» упоминается, что Афина помогала Ахиллу разрушить Лирнесс (XX 94-96, 192). Афина, посланная Герой, укрощает гнев Ахилла (I 194—222). Ахилл обращается к ней с призывом (XVI 97).

Она зажигает пламя вокруг головы Ахилла, пугая троянцев (XVIII 203—206, 227). Посланная Зевсом, богиня передает Ахиллу нектар и амброзию, когда герой скорбит о Патрокле и отказывается от пищи (XIX 340—355).

Во время схватки Афина отражает копье Гектора от Ахилла (XX 438); в человеческом облике является Ахиллу и придает ему мощь (XXI 284—304). В решающей сцене с согласия Зевса (XXII 177—187) Афина является Ахиллу и указывает, что поможет ему сразиться с Гектором (XXII 214—223), затем принимает облик Деифоба и обманно советует Гектору встретить Ахилла (XXII 227—247), подает копье Ахиллу (XXII 276), и Ахилл говорит Гектору, что «под моим копьем Тритогена скоро тебя укротит» (XXII 270—271, ср. XXII 446; XV 613).

Согласно Пиндару, Артемида и Афина дивились юному Ахиллу. По изложению Овидия, Ахилл, победив в начале войны Кикна, принес в жертву Афине телицу. Стаций отмечает праздник Афины на Скиросе. Копье Ахилла показывали в храме Афины в Фаселиде.

В поэме Квинта Смирнского Афина является во сне Пенфесилее, убеждая вступить в бой с Ахиллом. После смерти героя Афина приходит оплакивать Ахилла и натирает его амброзией.

 

Афина и Одиссей.

Как в «Илиаде», так и особенно в «Одиссее» Афина выступает как постоянная покровительница итакийского героя.

Посланная Герой, она советует Одиссею («Илиада» II 156—182), принимает облик вестника (II 279) и помогает ему успокоить народ; направляет героя против ликийцев (V 676); помогает Одиссею и Диомеду в их ночной вылазке; защищает Одиссея от пики троянца Сока (XI 438), помогает ему во время состязаний в беге (XXIII 769—783).

Под Троей Афина постоянно любила Одиссея, внушила троянцам решить суд за оружие в пользу Одиссея, а не Аякса, поддерживала его в ночь взятия Трои.

Важно отметить, что в песнях «Одиссеи» (IX—XII), посвященных скитаниям героя, богиня не помогает ему ни разу (о чём с горечью говорит сам Одиссей) и даже не упоминается в них, кроме речей в Аиде и одного эпизода, когда Одиссей в пещере Полифема вспоминает об Афине (IX 317).

На острове Кирки ему помогает Гермес, и послом к Калипсо отправляется тоже Гермес, и Одиссей строит плот без помощи Афины.

Однако помощь возобновляется, когда в начале второй поэмы Гомера Афина просит Зевса за ОдиссеяОдиссея» I 44-93). После крушения плота Одиссея Афина успокаивает ветры (V 382) и помогает ему выбраться на берег (V 427, 437), затем посылает сон (V 491).

Афина принимает множество обликов в поэме, являясь в них Одиссею:

  • в облике девушки она проводит Одиссея во дворец и удаляется (VII 19-78),
  • в облике глашатая Алкиноя созывает народ (VIII 7-15),
  • в облике старца отмечает победу Одиссея в состязании (VIII 193—199),
  • в облике юного пастушка встречает Одиссея на Итаке (XIII 221—286), после чего превращается в девушку и беседует с Одиссеем (XIII 287—440),
  • в облике девушки является Одиссею в хижине Эвмея (XVI 155—177),
  • в облике девушки является к Одиссею перед сном (XX 30-54),
  • обращается в Ментора, обращается с речью к Одиссею и превращается в ласточку (XXII 205—240).

Афина возвышает станом Одиссея (VI 229—235), дает ему силу в состязании (VIII 18-23), возвращает ему красоту (XVI 207—212), делает Одиссея выше ростом и сильнее (XVIII 70), вновь украшает Одиссея перед свиданием с Пенелопой (XXIII 156—162).

Однако при необходимости Афина обращает Одиссея в нищего старика, прикоснувшись тростью (XIII 429—440), а затем вновь превращает его в старика своей тростью (XVI 455—458) и указывает просить подаяния (XVII 360).

На острове феаков Афина скрывает Одиссея облаком (VII 14, 42, 140), на Итаке она окружает Одиссея и его спутников мглой и помогает покинуть город (XXIII 372).

Одиссей сам указывает на помощь Афины (XVI 233, 283), она дважды отражает от него удары копий женихов (XXII 256, 273). Как говорит Гомер, Одиссей «один с Афиной» обдумывал истребление женихов (XIX 2, 52).

 

Афина и Тесей.

Примечательно, что роль Афины в судьбе главного афинского героя Тесея минимальна, ему помогает прежде всего Посейдон.

Афина послала сновидение Эфре, чтобы та явилась на остров Сферия, где зачала Тесея от Посейдона. Посейдон и Эгей в одну ночь возлегли с Эфрой в святилище Афины (согласно Павсанию, Эфра воздвигла храм Афины Апатурии на острове позже). Согласно Овидию, Тесей, предупрежденный Палладой, во время битвы кентавров и лапифов отстранился от брошенной врагом сосны. У Стация Тесею желают помощи Паллады.

 

Афина и Ясон.

Аполлоний Родосский минимизирует помощь Афины аргонавтам, но в поэме Валерия Флакка «Аргонавтика» её роль более значительна. Перед походом Ясон обращается с молитвой к Палладе и другим богам. Поэт описывает совещание Афины и Геры (V 282—291), а также разговор Зевса, Арея и Афины (V 623—689). Во время битвы сама Паллада с эгидой стоит рядом с Ясоном (VI 173—176) и насылает ужас на врагов (VI 408). Геракл сражается с гидрой с помощью Паллады (VII 624). Медея обращается с мольбой к изображению Афины (VIII 203), а на острове Певка Ясон воздвигает алтарь богини (VIII 223).

По Гигину, на острове Афины Ясон приносил ей жертву, когда появился воин Абсирт, Ясон убил его.

 

Афина и Беллерофонт.

Пиндар рассказывает, что Беллерофонт увидел во сне Афину, когда спал на её жертвеннике, и воздвиг алтарь Афине-Всаднице, когда та передала ему Пегаса. Овидий упоминает, что Афина посещает источник Пегаса на Геликоне и Муз.

 

Афина и Нестор.

Нестор обращается к ней с призывом.

Афина помогает Нестору против Эревфалиона и в бою с элейцами, он приносит ей в жертву телицу. В «Одиссее» Нестор узнает посетившую его богиню, когда та улетает. Утверждалось, что на Кеосе Нестор воздвиг святилище Афины Недусии.

 

Афина и Менелай.

Зевс и Парис называет её покровительницей Менелая, она защищает Менелая от стрелы Пандара (этот эпизод вспоминает Плутарх).

Некогда Гера и Афина обнадежили Менелая. Менелай обращается к богине.

 

Жертвы Афины.

- будучи девочкой, случайно в игривой битве убивает своего товарища по играм Палланта (или молочную сестру Палладу, дочь реки Тритон), в честь него добавляет к своему имени прозвище «Паллада».

Поздний миф с целью объяснения этимологии непонятного прозвища.

Вариант — Паллант был крылатым козлоподобным гигантом, который хотел Афину изнасиловать. Она его убила и, содрав с него кожу, сделала из неё эгиду.

Согласно Аполлодору, Афина убила свою подругу Палладу, дочь Тритона, у которого они воспитывались, и изготовила её статую.

- помогает Гераклу и позже участвует бок о бок с ним в гигантомахии: убивает одного из гигантов, на другого наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело.

 

Другие убитые Афиной:

  • Астер. Великан с Коса, с которым сражался Геракл. Убийство его Афиной, которая облачилась в содранную с него шкуру, описывалось в эпической поэме «Меропида». Аристотель отмечает, что в связи с этой победой праздновались Панафинеи.
  • Дамастор (гигант).
  • Дракон, заброшенный на небо во время гигантомахии.
  • Энкелад (гигант).
  • Эхион (гигант).

 

Медуза Горгона.

По наиболее известному рассказу, Персей убил Медузу по требованию Полидекта. По другим сказаниям, Горгона пострадала, ибо захотела состязаться с Афиной в красоте. По Овидию, в храме Афины прекрасноволосую Медузу изнасиловал Посейдон, и Афина превратила её волосы в змей.

По варианту, приводимому Эврипидом, Горгона была рождена Землей и убита Афиной во время гигантомахии. Евгемер также писал, что Медуза была убита Афиной.

 

Иодама.

Иодама, жрица храма Афины Итонии, однажды ночью зашла в ограду храма, где увидела Афину с головой Медузы на одеянии и превратилась в камень. По другой версии, Иодама была сестрой Афины, которую та случайно убила.

 

Тиресий.

История его ослепления подробно изложена в V гимне Каллимаха «На омовение Паллады». Нимфа Харикло была любимицей Афины, и однажды они вместе купались в источнике на Геликоне (55-74). Тиресий увидел богиню вопреки её воле и ослеп (75-118), а Афина дала ему способность понимать язык птиц (то есть пророческий дар), а также кизиловый посох и способность сохранять разумность в Аиде (119—132).

Это сказание также вспоминают Проперций и Нонн.

 

Аякс Теламонид.

Афина крайне недоброжелательна к обоим Аяксам, что является одним из свидетельств раздвоения здесь образа.

В «Илиаде» Афина никогда не помогает Аяксу Теламониду, в отличие от других героев. У Софокла Калхант рассказывает Тевкру о причинах гнева Афины на Аякса: перед выступлением в поход он заявил, что не нуждается в помощи богов; а когда Афина подбадривала ахейцев криком, Аякс заявил, что не нуждается в её помощи.

Из-за гнева Афины Агамемнон и Менелай отказали Аяксу и отдали Одиссею оружие Ахилла. Затем Афина поражает Аякса безумием, потом возвращает разум, и он видит убитый скот, после чего бросается на меч.

 

Аякс Оилид.

Когда Троя пала, Кассандра обняла ксоан Афины, а Аякс оторвал её, и Афина в гневе навела непогоду. Как говорится в поэме Ликофрона, за проступок одного человека Эллада воздвигнет кенотафы десяти тысячам людей, которые разобьются о скалы, ибо Афина решает наслать бурю на греческий флот.

На ларце Кипсела был изображен Аякс, оттаскивающий Кассандру от статуи Афины. Рухнувший кумир Афины упоминается Софоклом. Само по себе изнасилование Кассандры подчеркивается более поздними авторами. По выражению Овидия, Аякс «похитил деву у Девы».

Гомер упоминает, что во время состязаний Афина заставляет Аякса Оилида поскользнуться и упасть в кучу навоза.

Его гибель подробнее всего описана в поэме Квинта Смирнского. Афина гневается на Аякса Оилида (XIV 454—459) и обращается к Зевсу (XIV 460—481), который дает ей свое оружие (XIV 482—490). Афина вооружается (491—501) и посылает Ириду к Эолу, чтобы тот устроил бурю у Каферейских скал (505—530), далее следует описание бури; Афина Атритона («Неумолимая») перуном разрушает корабль Аякса и радуется, глядя на гибнущих ахейцев (573—593), но Аякс спасается, чтобы погибнуть от трезубца Посейдона. Использование Афиной именно перуна Зевса носит уникальный характер, но хорошо зафиксировано источниками (хотя у Гомера упомянута только буря).

Ликофрон подробно говорит, что оракул сообщил локрам, что они должны умилостивить Афину в Илионе, посылая двух дев в течение тысячи лет. Каждый в Илионе будет ждать дев с камнем, мечом или топором, и они должны входить в город ночью, чтобы их не заметили и не убили.

 

Арахна.

Этот миф неизвестен классическим греческим источникам. На него намекает Вергилий и подробно излагает Овидий в VI книге «Метаморфоз».

Арахна похвалялась своим ткацким мастерством. Афина принимает облик старухи и предлагает Арахне состязаться. Хотя работа Арахны ничем не уступала Афине, та порвала ткань и ударила Арахну челноком в лоб, и та повесилась, после чего Афина превратила её в паучиху.

 

Зевс и Афина.

Афина восседает рядом с Зевсом, неоднократно владыка богов посылает её выполнять его поручения, но нередко Афина сама советует Зевсу. Она просит Зевса не губить ахейцев.

В «Илиаде» есть следы антагонизма отца и дочери, исчезающего позднее. Упоминается, что некогда Афина была союзницей Геры и Посейдона против Зевса. Когда Афина собирается вместе с Герой помочь ахейцам, то посланная Зевсом Ирида останавливает их, называя Афину псицей.

В «Одиссее» Афина просит Зевса за героя (I 44-93), и Зевс посылает Гермеса к Калипсо, чтобы вернуть Одиссея на родину (V 5). В одном из эпических текстов Афина выступает посланницей Зевса к Хирону.

Во время похода Ксеркса на Элладу дельфийский оракул предсказал, что Афина не в силах смягчить гнев Зевса. Эврипид упоминает, что Зевс победил гигантов на колеснице Афины. По одной из версий, Зевс подарил свою козью шкуру (эгиду) Афине.

Несколько статуй Афины стояли в святилищах Зевса.

 

Афина и Гера.

В «Илиаде» Афину отмечает особая близость к Гере (IV 21, VIII 457), что объясняется их общим неуспехом на суде Париса. В послеэпических текстах связь Афины и Геры распадается.

Гера и Афина обрекли Трою на гибель и разрушили Трою из-за Париса. Гера и Афина вместе радуются после взятия Трои.

В «Фиваиде» Стация Гера отправляется в Афины, чтобы умилостивить Палладу, и с дозволения Паллады Гера ведет в Афины аргивских матерей. Вместе Гера и Афина выступают в поэме Валерия Флакка.

Статуи Афины ставили в храмах Геры.

 

Афина и Афродита.

Их соперничество известно из «суда Париса».

Согласно «Илиаде», Афина призывает Диомеда на бой с Афродитой (V 131—132), и герой ранит богиню (V 334—343), после чего Афина издевается над Афродитой на Олимпе (V 420—430). Во время «битвы богов» Афина сама избивает Афродиту (XXI 416—433).

Согласно гомеровскому гимну, Афродита не может увлечь Афину, которая любит войны и ремесло. В трагедии «Рес» Афина принимает вид Афродиты и обманно воодушевляет Париса (у Гомера боги никогда не принимают облик друг друга).

Эпиграмма Гермодора (III век до н. э.) сравнивает статуи Афродиты Книдской и Афины Парфенос, осуждая выбор Париса. Пара анонимных эпиграмм «Палатинской антологии» иллюстрируют оппозицию Афины и Афродиты, описывая ткачиху, ставшую гетерой, и гетеру, ставшую ткачихой. Нонн включает в поэму песнь Левка о состязании Афины и Афродиты: Афродита взялась за ткацкое ремесло, но безуспешно, и боги отговорили её.

У Нонна Афина убедила Зевса вернуть Афродиту Гефесту.

 

Афина и Посейдон.

Соперничество и оппозиция Посейдона и Афины выражена в мифах довольно чётко. Афина и Посейдон спорили не только за Афины, но и за Трезен в царствование Алфепа, и Зевс приказал им владеть городом сообща, а на его древних монетах изображался трезубец и голова Афины.

Когда сын Посейдона Галиррофий попытался срубить маслину, его топор отрубил ему самому голову. Афинянин Бут стал жрецом Афины и Посейдона Эрехтея.

Еврипид отмечает, что Посейдон, защищавший Трою, побежден Афиной и покидает Трою (у Гомера, напротив, Посейдон — враг троянцев). Проперций подчёркивает, что конь Паллады прошёл через стены Посейдона.

 

Афина и Арес.

Соперничество и вражда Афины и Ареса неоднократно излагаются в эпосе, причем Афина несколько раз побеждает, а Арес — никогда.

В «Илиаде» она сперва выводит из боя Ареса (V 29-36), а затем с помощью Диомеда побеждает его (V 855—867), покрывшись шлемом Аида и став невидима даже Аресу (V 845). Она удерживает Ареса на Олимпе (XV 123—142), а во время «битвы богов» встает против Ареса (XX 69) и вновь побеждает его, отразив эгидом его копье и сразив Ареса броском глыбы (XXI 392—414).

Геракл ранит Ареса с её помощью в поэме «Щит Геракла». Согласно «Телегонии», во время войны бригов и феспротов Афина вступает в бой с Аресом, поддерживая Одиссея. У Софокла встречается обращение к Афине, хранящей Фивы, и призыв изгнать Ареса.

В поэме Квинта Смирнского Афина появляется у Трои, чтобы сразиться с Аресом, но Зевс останавливает их, и она возвращается в Афины; затем Арес вторично выступает против Афины, и опять Зевс останавливает их. В поэме Нонна Арес желает сразиться с Афиной и Гефестом, а в битве богов Афина побеждает Ареса.

Согласно философу Проклу, в «битве богов» у Гомера участвуют не боги, а их эманации-демоны в материальном инобытии; Афина и Арес борются как интеллектуальное устроение жизни с необходимостью.

 

Афина и Гефест.

Гефест и Афина близки своей связью с ремеслом. Гефест помогает при рождении Афины, но безуспешно пытается взять её в жены. Некоторые предметы, которые Афина дарит героям, изготовлены Гефестом.

Согласно Платону, в глубокой древности вокруг святилища Афины и Гефеста селилось сословие воинов.

 

Афина и Дионис.

Связь Афины и Диониса отсутствует у Гомера и появляется в орфических поэмах. Согласно им, Афина выкрала сердце старшего Диониса и получила имя Паллады от его пульсирования. Философ Прокл толкует это в том смысле, что когда Дионис был растерзан, его ум благодаря промыслу Афины сохранил неделимость (сердце в архаическом представлении — вместилище ума).

На одной краснофигурной вазе изображалось, как Афина принимала из рук нимфы Дирки младенца Диониса.

В поэме Нонна Афина в виде Оронта является во сне Дериадею, побуждая его сразиться с Дионисом. Зевс убеждает Афину помочь Дионису в бою, позже она по велению Зевса вдохновляет отступившего Диониса вернуться в битву. Наконец, Афина в образе Моррея является Дериадею и обвиняет его в трусости, тот вступает в бой с Дионисом и погибает, что завершает индийский поход.

 

Афина и Аполлон.

Хотя Пиндар упоминает, что Аполлон защищал Трою от Афины Полиады, но их антагонизм не выражен, и в «Илиаде» Афина договаривается с Аполлоном

Храм Аполлона в Дельфах был возведен Гефестом и Афиной. В пеане Аполлону Аристоноя рассказывается, что когда Аполлон очистился от пролитой крови, то Афина убедила Гею и Фемиду, и Аполлон, «вняв Афины внушению», направился в Пифо, почему и чтит храм Афины. Овидий приводит в пример родственную любовь Аполлона к Афине. Афина выступает с ним на одной стороне в «Эвменидах» Эсхила.

 

Афина и другие божества.

Связь с Гермесом мала. Некогда Афина и Гермес по приказу Зевса очистили Данаид от скверны.

В варианте мифа, излагаемом Овидием, когда Гермес влюбляется в Герсу, Афина является к Зависти и приказывает ей отравить Аглавру своим ядом, что та и делает, и вскоре Гермес превращает Аглавру, завидующую Герсе, в камень.

Некогда Афина играла вместе с Персефоной и собирала с ней цветы. Согласно Эврипиду, Афина «меднобронная» и Артемида помогали Деметре искать дочь. Элевсинская богиня Деметра почти не пересекается с Афиной.

Несколько раз Афина-воительница упоминается в паре с Артемидой-охотницей как яркая оппозиция дев с разными функциями. Овидий отмечает, что и Афина, и Артемида покинули Афродиту и Эрота.

На троне Аполлона в Амиклах изображалось, как Афродита, Афина и Артемида ведут на небо Гиакинфа и Полибою.

Афину и Нику-Победу иногда изображали рядом. Согласно аркадцам, Ника — дочь Палланта и воспитывалась вместе с Афиной. В одной из эпиграмм Ника названа дочерью Афины.

 

Окружение Афины — Айдо. По словарю Суды, это кормилица Афины, почитавшаяся на Акрополе.

 

Взаимоотношения.

  • Эрихтоний — в классической версии мифа, сын от семени Гефеста (попытавшегося изнасиловать Афину), излившегося на мать-землю Гею. Пользовался постоянным покровительством Афины.
  • Аполлон и Лихнос («светильник») — также сыновья от Гефеста. Цицерон упоминает, что Афина I родила от Гефеста I Аполлона I, который считается хранителем Афин.
  • Изнасилование, совершенное Бореем
  • Она родила Гигиею от Асклепия.
  • Родила корибантов от Гелиоса (версия прасийцев).

 

Объекты под её покровительством.

  • Змеи. (В храме в Афинах обитала огромная змея — страж Акрополя).
  • Город Афины. Например, в трагедиях Эврипида упомянуты «кремль Афины», «город Паллады», «стены Паллады», «берег Паллады», весь, край или страна Паллады, «народ Паллады».
  • Исключительно справедливые войны (в отличие от сферы покровительства бога войны Ареса).

 

Афина и змеи.

Полностью или наполовину змеевидны были афинские цари Кекроп и Эрихтоний, тесно связанные с Афиной.

Афина превратила волосы Медузы Горгоны в змей, а затем и поместила их на свою эгиду. Пиндар упоминает «десять тысяч змей» на эгиде Паллады. О змеях Паллады говорят и латинские поэты (у Стация даже «ливийские змеи»).

Змеи, убившие Лаокоонта и его сыновей, ползут к храму Афины Илионской и укрываются у её ног под щитом.

Императора Домициана полагалось называть отпрыском Минервы; Аполлоний Тианский с иронией напомнил, что она родила афинянам дракона.

 

Афина и птицы.

В поэмах Гомера Афина четырежды принимает орнитоморфный облик. Известно минимум четыре мифа, в которых Афина превращает в птиц женских персонажей.

В «Илиаде» Афина садится на дубе, как ястреб, а в «Одиссее» превращается в некую птицу и улетает после беседы с Телемахом; после беседы с Нестором превращается в орла и улетает; после беседы с Одиссеем превращается в ласточку и садится на перекладине у потолка.

Известно, что Афина даровала Тиресию способность понимать язык птиц. Одно из имен богини — Чайка.

Скала Афины Эфии (Утка-нырок) находилась в Мегариде. Согласно Гесихию, Афина почитается у мегарцев в таком облике потому, что, превратившись в утку-нырка, спрятала под своими крыльями Кекропа и доставила его в Мегару.

Сова — знак служения Палладе; сова — «когтистая птица Минервы». Была известна пословица «таскать сов в Афины».

Рассказ о превращении Никтимены, дочери царя Лесбоса, которая возлегла со своим отцом, в сову приводит Овидий.

Поэт Бей изложил миф о том, что дети Евмела из Меропиды на Косе не хотели приносить жертв Афине и не посещали священную рощу Афины и Артемиды. Афина в облике девушки и другие боги появились у них дома. Когда Меропида стала насмехаться над Афиной, та превратила её в совёнка.

Афина превратила в ворону дочь Коронея, которую преследовал Посейдон. Позже эта ворона, сообщившая Афине о нарушении дочерьми Кекропа запрета, была жестоко наказана, лишившись голоса. Лукреций отмечает, что вороны не залетают в место близ храма на афинском акрополе, но, вопреки рассказам поэтов, не из-за гнева богини, но из-за природных свойств местности. Статуя из Короны (город в Элиде) изображала Афину с вороной в руке.

Дедал сбросил своего племянника, завидуя ему, с твердыни Афины, а та превратила мальчика в куропатку.

 

Почитание Афины в Греции.

Афина почиталась во всем регионе. Помимо Афинского, ей было посвящено несколько акрополей — Аргос, Спарта, Мегары, Троя, Трезен, Эпидавр-Лимера, Феней, Левктры, Корона, Скепсис, Акрагант, причём ещё до прихода ахейцев, в древний период. Элий Аристид отмечает, что она властвует над кремлями городов и головами людей.

В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян.

 

Жертвы Афине.

Миф упоминает, что древнейшие жертвы Афине были совершены на Родосе и в Афинах — Гелиады принесли их сразу, но без огня, а Кекроп — при горящем огне, но позже.

В поэмах Гомера подробно описаны два жертвоприношения Афине, помимо более простой формы — возлияния ей вина. Согласно VI песне «Илиады», троянки совершают жертвоприношение во главе с жрицей Феано, принося ей в дар одежду сидонской работы (VI 88-95, 269—279, 379—380, 384—385), но Афина отвергает жертву (VI 293—311).

В III песне «Одиссеи» подробно описывается жертвоприношение Нестором богине юной непривычной к работе телицы с позолоченными рогами, на котором незримо присутствует и сама Афина.

В «Илиаде» Нестор вспоминает, как приносил Афине в жертву юную телицу, а Диомед обещает ей аналогичную жертву.

Такая жертва несколько раз упоминается в других эпических текстах.

По Овидию, Персей приносит в жертву Афине телицу перед браком с Андромедой. Нонн, подражая Гомеру, подробно излагает, как Кадм приносит ведшую его телицу в жертву Афине Онкайе. У Еврипида Афина отмечает, что Геракл некогда достойно принес ей «жертву тельчию». Геракл, взяв штурмом Эхалию, также принес в жертву быка, не знавшего ярма, Афине (у Софокла Геракл приносит жертву только Зевсу, но не Афине). В изложении Овидия Ахилл принес в жертву Афине телицу, победив Кикна.

В последующий период жертвоприношения животных упоминаются редко и вне собственно Греции, наиболее знаменит ритуал Панафиней, напоминающий гомеровское описание троянского приношения. Эврипид упоминает изготовление во время афинского праздника пеплоса Афины со сценами титаномахии. Важность этого ритуала отмечает Прокл.

Персидский царь Ксеркс принес в жертву Афине Илионской 1000 быков (480 год до н. э.). Александр Великий в Бактрии закалывал жертвенных животных Афине и Нике. Македонский царь Персей принес в жертву 100 крупных животных Афине Алкидеме (171 год до н. э.).

 

 Чаще всего источниками зафиксированы жертвы Афине Илионской:

  • Во время Пелопоннесской войны спартанский полководец Миндар приносил жертву Афине в Илионе.
  • В Илионе Александр Великий принес жертву Афине и посвятил ей собственные доспехи, а также выбрал для себя щит из лежавших в храме. В битве при Гранике этот щит был пробит в трех местах. Во время штурма города маллов Певкест прикрывал Александра священным щитом Афины Илионской, когда тот был близок к гибели.
  • Антиох III принес жертву в Илионе Афине (192 год до н. э.).
  • Командующий римским флотом Гай Ливий принес жертвы Афине в Илион, позже их принес консул Луций Корнелий Сципион Азиатик (оба — в 190 году до н. э.).

 

Жрицы и прислужницы Афины.

Первую жрицу Афины звали Калифиесса. Есть несколько мифов о страшной участи жриц и прислужниц Афины: Герса и Аглавра погибают, Иодама превращается в камень. Однако Авге Афина помогает. Жрицами были также Пандроса, Феано и Феба (одна из дочерей Левкиппа, похищенных Диоскурами).

Известны некоторые детали афинского культа.

Жрица Афины Полиады не ест аттический сыр. Афине Полиаде служат девушки-аррефоры (их две, и их заменяют после исполнения обряда). Во время праздника они несут по подземному ходу на голове то, что даёт им жрица Афины, и взамен этого берут другое. Несение в корзинах святынь к храмам Паллады упоминает Овидий. В святилище Афины Полиады горел неугасимый светильник, который наполняли маслом раз в год.

В храме Афины Итонской женщина каждый день возлагает огонь на жертвенник, возглашая имя Иодамы.

Сенека упоминает хоровод у алтарей Паллады с участием Деяниры, а также Авгу, начинавшую хороводы Паллады.

Скульптор Деметрий создал статую Лисимахи, которая была жрицей Афины 64 года.

Геродот упоминает жрицу Афины у педасийцев (Кария), у которой иногда вырастала борода.

 

Посвящение оружия.

В храмы Афины нередко посвящали трофеи:

  • Согласно преданиям о Мессенских войнах, мессенец Аристомен принес в жертву щиты спартанцев к храму Афины Меднодомной (либо один щит).
  • Алкей упоминает, что его оружие афиняне повесили в святилище «Совоокой Афины».
  • После битвы при Гранике Александр Великийотправил в Афины 300 комплектов персидского вооружения в дар Афине Палладе.
    • В эпиграммах упоминаются посвящения в храм Афины щита, стрел, копья.

 

Маслина как символ Афины.

Связь Афины и масличного древа — постоянный мотив в поэзии. Поэму о споре оливы с лавром написал Каллимах. Позднейшие евгемеристы утверждали, что она одомашнила масличное древо. По описанию Нонна, Афина оплакивает маслину, помня нимфу Морию.

В Афинах олива в святилище Эрехтея, считавшаяся «той самой», посаженной Афиной во время спора с Посейдоном, была сожжена персами в 480 году до н. э., но сразу после пожара пустила росток. Тех афинян, кто срубал священные маслины, судил совет Ареопага и мог приговорить к смертной казни.

Согласно орфикам, Афина некогда увенчала куретов оливковой ветвью. Венок из оливковых ветвей вручался победителю на играх, победителям в гимнастических состязаниях и конских ристаниях вручали оливковое масло со священных маслин. Ясон поднимает оливковую ветвь, прося перемирия у лемниянок.

Плиний рассказывает, что на площади в Мегаре стояла дикая маслина, на которую воины прикрепляли своё оружие, посвящая его богине. Оракул предсказал, что город погибнет, когда «дерево произведёт оружие», что и случилось, когда мегарцы попытались обрубить разросшееся древо. Так оливковое древо стало «деревом судьбы».

Лето родила детей под «Палладиным древом» и пальмой. Дионис дал дочерям Ания возможность превращать все в «ягоды Афины». Диодор приписывает египтянам утверждение, что оливки изобрёл Гермес, а не Афина.

Толкование символики маслины, упоминаемой Гомером , даёт неоплатоник Порфирий.

 

Критика почитания Афины.

Климент Александрийский с насмешкой цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» и называет «собачьей мухой». Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею и прислуживала лампой при тайнах брачного союза.

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса. По его мнению, «Эрихтоний, сын Минервы и Вулкана, хотя и от семени, упавшего на землю, есть исчадие сатаны, больше того — сам сатана, а не змей».

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически изображает спор между пятью Афинами за одно жертвоприношение.

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди. Такое же евгемеристическое толкование принимают Иероним в «Хронике» и Августин, относя рождение из головы Зевса к басням.

 

Эпитеты Афины.

  • Паллада (греч. Παλλάς, вероятно от греч. πάλλω, «сотрясать [оружием]») — победоносная воительница; либо со значением «дева».
  • Полиада (греч. Πολιάς, «городская, покровительница городов и государств».
  • Пандроса («всевлажная») и Аглавра («световоздушная»), или Агравла («полебороздная»). Имена дочерей царя Кекропа, с которыми отождествлялась Афина.
  • Парфенос, Парфеноя. Имя Афины, отсюда название Парфенон.
  • Промахос («передовой боец»). Эпитет Афины.
  • Тритогенея. (Тритогения.) Эпитет Афины. Ибо родилась на третий день.

 

Множественность Афин.

Согласно речи Котты, их было пять:

  • Мать Аполлона из Афин.
  • Дочь Нила, её почитают в Саисе под именем Нейт.
  • Рождена Зевсом. (или дочь Крона, изобрела войну)
  • Дочь Зевса и океаниды Корифы, аркадяне называют её «Кория» и считают изобретательницей квадриги.
  • Дочь Палланта, убила своего отца, пытавшегося её изнасиловать, и надела его кожу, её изображают с крылатыми сандалиями.

В римском пантеоне Афине соответствует Минерва.

 

Архаичность образа богини и его эволюция.

На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода.

Согласно концепции, подробно развитой Мартином Нильссоном (англ.), минойская «богиня с щитом», изображенная на ларнаке из Милато, а также на других памятниках, чьим символом был щит в форме восьмёрки, была предшественницей Афины. Согласно И. М. Дьяконову, единый образ девы-воительницы разделился у греков на три: воительницу и рукодельницу Афину, охотницу Артемиду и богиню сексуальной страсти Афродиту.

Миф о рождении Афины от Метиды (чье имя переводится как «мысль») и Зевса принадлежит к позднему периоду греческой мифологии, времени оформления классического канона. Грейвз предполагает, что до этого она была партеногенной дочерью одной Метиды. Появление проглоченной Афины на свет из головы Зевса изображено с позиции мифологии периода патриархата, в котором особо выделялось мужское организующее начало. Афина превращается в послушный рупор Зевса и сознательно лишается своего прошлого. Как указывает Лосев, Афина становится как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли, его мыслью, осуществлённой в действии. Со временем материнство Метиды приобретает все более отвлечённый, даже символический, характер, и Афина начинает считаться порождением одного Зевса и принимает на себя функции божественной мудрости, так же, как Зевс воспринял их от Метиды.

По мнению Грейвза, отказ Афины от отца Посейдона указывает на происшедшую в древности смену верховного божества в Афинах. А. И. Зайцев, напротив, предполагает, что вариант с рождением Афины от Зевса без матери более древний, а рассказ Гесиода о проглатывании Метиды — более поздний.

Виламовиц предполагал (основываясь на том, что слово κορυφη означает как темя Зевса в мифе, так и вершину горы), что первоначальным было представление о рождении Афины из горной вершины.

Афина — одна из главнейших фигур олимпийского пантеона. По своей значимости она равна Зевсу, а иногда и превосходит его. Это коренится в древнейшем периоде развития греческой мифологии — матриархате. Приобретя новые функции военной мощи, богиня сохранила свою матриархальную независимость (дева и защитница целомудрия).

Афина имеет многие космические черты (она хранит молнии Зевса, родилась при золотом дожде, проч.). Она мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, родительница и губительница всего живого.

 

Афина в философии.

В диалоге Платона излагается сочинённый Протагором миф, согласно которому Прометей похитил не только огонь у Гефеста, но и искусства Афины, и дал их человеку. Прокл толкует этот миф, указывая, что Афина озаряет души способностью познавать и мыслить.

Одно из своих этических сочинений Демокрит назвал «Тритогения». По его словам, Афина как мышление называется Тритогенией, ибо «из мышления рождаются три способности: принимать правильные решения, говорить безошибочно и действовать как должно».

Антисфен написал книгу «Афина, или О Телемахе». Метродор из Лампсака рассматривал Афину как аллегорию искусства (техне).

Согласно стоическому учению, бог зовется и Афиной, поскольку его ведущее начало простирается по эфиру. Стоик Диоген Вавилонский написал сочинение «Об Афине», где относил её рождение к области естествознания. Стоики называли Луну Артемидой, Афиной и иными именами женских божеств. Граний Флакк приписывал отождествление Афины с Луной Аристотелю.

Христианский апологет Юстин упоминает некую концепцию, согласно которой Афина — дочь, или первая мысль (протенноя) Зевса.

Плотин вспоминает Афину редко: «если кто-нибудь сможет обернуться к себе или сам, или в добрый час ведомый Афиной, он увидит и Бога, и себя, и Вселенную…». Порфирий понимает Афину как символ разумения и считает, что от неё происходит врачебное искусство.

По неоплатонику Саллюстию, Афина — охраняющий бог в триаде с Гестией и Аресом, ибо у неё тяжелый доспех, но также Афина находится в сфере эфира.

Юлиан в речи «К Царю-Солнцу» рассуждает об Афине Пронойе (Провидице), указывая, что она «изошла из Гелиоса — целая из целого, продолжая находиться в нём», она — совершенная мысль Гелиоса, она космизирует материю, которая лежит ниже её, людям же подает блага мудрости, ума и демиургических искусств, а её мудрость — основа политического общения. Селена — демиург околоземного и восприняла Квирина, когда он посылался вниз на Землю Афиной — Госпожой Провидения.

Прокл много говорит об Афине в «Комментарии к „Тимею“»: она «чистая», «несмешанная», «мудрость», «носительница света», «спасительница», внедряющая частичный ум в целостную мудрость Зевса, «работница» при демиургической деятельности отца, созидательница «прекрасных дел», обладательница «умной красоты», «вершина и единение» демиургической мудрости.

 

В «Платоновской теологии» Прокл рассматривает трёх Афин (из числа умных богов, водительствующих богов и свободных богов):

  • Афина I (из VII книги «Законов» Платона) возглавляет триаду куретов — спутников умной монады Афины, которой соответствует всесовершенство и чистота.
  • Афина II (из платоновских «Тимея» и «Кратила») является третьим членом живородящей триады (наряду с Артемидой I и Персефоной II) и именуется Афиной Коровой, то есть божественным и чистым умом, живородящей монадой; мудрость — символ Афины и высшая добродетель.
  • Афина III входит как второй член (наряду с Гестией и Аресом I) в стражническую и непоколебимую триаду свободных богов из числа двенадцати, упомянутых в «Федре».

 

В античной литературе.

Ей посвящены XI и XXVIII гимны Гомера, V гимн Каллимаха, XXXII орфический гимн, VII гимн Прокла и прозаический «Гимн к Афине» Элия Аристида. Действующее лицо трагедий Эсхила «Эвмениды», Софокла «Эант», Эврипида «Ион», «Умоляющие», «Троянки», «Ифигения в Тавриде», Псевдо-Эврипида «Рес».

  • В «Эвменидах» Эсхила Афина появляется в третьем эписодии, следует её диалог с предводительницей хора эриний и с Орестом (397—489). В четвёртом эписодии действуют Афина, Аполлон, Орест и эринии (567—584, 674—710, 734—753). Афина открывает суд и произносит речь об учреждении Ареопага. Коммос и эксод содержат диалог Афины и хора (777—1047), и Афина водворяет в Аттике грозных богинь.
  • Афина действует в прологе трагедии Софокла «Аякс» (1-134), беседуя с Одиссеем и Аяксом.
  • В эксоде трагедии Эврипида «Умоляющие» появляется Афина и произносит речь, давая указания Тесею о заключении союза с Аргосом.
  • В трагедии «Троянки» Афина беседует с Посейдоном.
  • В эксоде трагедии «Ифигения в Тавриде» Афина дает указание Оресту построить храм для изваяния Артемиды в Галах, Ифигения же назначена жрицей в Бравроне.
  • В эксоде трагедии «Ион» Афина предсказывает будущее ионийцев.

 

В романизированной мифографии.

По излагаемому Диодором пересказу сочинения Дионисия Скитобрахиона, не имеющему точных параллелей в других источниках, Афина родилась из земли близ реки Тритон в Ливии. Аммон поручил Афине охранять ребёнка Диониса.

Афина была девой, отличалась в искусстве войны и убила чудовище Эгиду. Эгида была порождена Геей, извергала огонь и выжгла землю во Фригии, а также многие леса вплоть до Индии, и Афина убила её и натянула кожу себе на грудь. Разгневанная смертью Эгиды Гея послала гигантов против богов, но они были разбиты Зевсом, Афиной, Дионисом и другими богами.

Афина создала войско амазонок и командовала ими во время битвы с титанами. Вместе с Зевсом и Дионисом она участвовала и в других войн.