Атис

Ἄτυς

Табл. 12, 65.

 

Атис.

Сын Сабазия, предположительно, от Наны.

Атис (Atys, Ἄτυς)  -  прекрасноликий жрец из фригийского города Келены.

О нём рассказывется по-разному.

По словам Овидия, Кибела была благосклонна ко жрецам, и она сделала его своим жрецом при условии, что он должен сохранить целомудрие. Атис, однако, нарушил этот завет с нимфой, дочерью речного бога Сангария, и Кибела наслала на него безумие, в котором он себя оскопил. Когда он собрался покончить с жизнью, Кибела превратила его в ель, которая с тех пор стала священной в традиции её культа, и она повелела, чтобы в будущем ее священники были евнухами.

Другая история о нём. Атис, жрец Кибелы, пытался скрыться в лесу, спасаясь от объятий фригийского царя. В борьбе он оскопил своего преследователя, но умирающий царь успел ему отомстить. Атис был найден жрецами Кибелы под елью. Они отнесли его в храм богини, и пытались вернуть к жизни, но тщетно. Кибела велела, чтобы смерть Атиса отмечалась каждый год с торжественными причитаниями, и, опять же, что отныне её жрецы должны быть евнухами.

Ещё один миф говорит, что Кибела, по настоянию её отца, фригийского царя Мэона, питалась мясом пантер и воспитывалась в среде жриц, и они с Атисом тайно поженились, (после этого он стал зваться Папасом). Когда её связь с Атиомс раскрылась, Мэон приказал Атиса и жриц, среди которых она жила, предать смерти. Кибела после этого потеряла рассудок от горя, и во всей местности были слышны громкие причитания и звуки цимбал. Во Фригии в это время начались эпидемии и нищета и оракул сказал, что Аттис должен быть похоронен. Но так как тело юноши было уже в стадии разложения, то похоронить пришлось его образ, который был сделан в качестве замены.

Атис был сыном фригийского царя Калая, и его народ был неспособен к размножению и выживанию. Когда Атис вырос, он отправился в Лидию, где стал поклоняться Кибеле. Благосклонность богини к нему не понравилась Зевсу, и он послал кабана в Лидию, в результате чего погибли многие из её жителей, и, среди них, Атис тоже.

Он, как полагают, похоронен в Пессинусе под горой Агдистис.

Вот что пишет Ф.Ф.Зелинский в книге  «Религия Эллинизма».

«Сила Зевса во время его сна стекает на землю; оплодотворенная Земля рождает страшное двуполое существо, получившее от места своего рождения, горы Агда, имя Агдистис. Его разрушительная удаль заставила богов принять меры против него; по их постановлению, Дионис налил вина в источник, из которого оно утоляло свою жажду, последствием чего был глубокий сон опьяненного. Тогда Дионис тонкой веревкой привязал его мужской детородный член к его же ноге, так что оно, проснувшись, сильным и быстрым движением само себя оскопляет.

Из просочившейся на землю крови вырастает миндальное дерево; один его плод срывает Нана, дочь речного бога Сангария, и прячет в своем лоне. Миндаль внезапно исчезает, Нана же становится беременной и рождает дитя Аттиса. Аттис расцветает юношей неземной красоты; Агдистис, теперь уже только женщина, влюбляется в него, делает его своим товарищем на охотах и вообще всюду берет его с собой. Но и царь страны, Мидас, обращает на него свое внимание и назначает его мужем своей дочери – Ии, как ее называют некоторые источники. Во время свадьбы врывается ревнивая Агдистис; при ее виде всеми овладевает безумие. Аттис схватывает свирель Агдистис, бежит в горы и там под сосной сам себя оскопляет. За этим самоизувечением следует смерть. Тогда Агдистис раскаивается в своей ревности: она просит Зевса вернуть жизнь ее любимцу. Это, однако, оказывается невозможным; единственное, что он может ей даровать, это – нетленность его тела: его волосы продолжают расти, его мизинец продолжает двигаться. Агдистис хоронит тело Аттиса в Пессинунте и учреждает в честь него, как бога, ежегодное празднество и жреческую коллегию – тех оскопленных «галлов» (местных, пессинунтских, названных так от реки), которых мы там встречаем».

Мифы о Атисе, вообще, говорят о двойственном характере природы, где мужское и женское сближаются.