Аполлон

Ἀπόλλων, Φοῖβος

Табл. 12, 13, 14, 16, 21, 23, 26, 28, 31, 32, 36, 38, 42, 44, 46, 47, 50, 63, 64, 65, 68, 70, 74, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 91, 93, 99, 108, 113, 120, 129, 135.

 

Аполлон.

Сын Зевса и Латоны.

Аполлон (Apollo, Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный»)  — златокудрый, сребролукий бог, охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, и за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης), покровитель дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство.

Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец, Артемида, — Луну).

В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от греч. àπελάω «отвращающий». По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα — «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай».

Родился Аполлон на плавучем острове Астерия, принявшем возлюбленную Зевса титаниду Лето, которой ревнивая Гера запретила вступать на твердую землю. После рождения Аполлона и Артемиды этот остров стал неподвижным и получил название Делос (греч. δηλόω — являю). Когда родился Аполлон, весь остров залили потоки солнечного света.

На свет он появился в седьмой день месяца, семимесячным. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его. Лето не кормила его грудью, -Фемида кормила его нектаром и амброзией.

Боги растут быстро, и уже на закате четвертого дня своей жизни Аполлон потребовал лук и стрелы, которые незамедлительно получил от Гефеста. Покинув Делос, Аполлон отправился на поиски врага своей матери змея Пифона и в Дельфах расправился с ним. Перед этим пас быков Пифона.

Там же в Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи, Фемиды и Фебы, Аполлон основал свое прорицалище, а затем учредил в свою честь Пифийские игры. Получив в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона, он был прославлен жителями Дельф в священном гимне.

Стреловержец Аполлон поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, а также участвовал в битвах богов-олимпийцев с гигантами и титанами.

В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.

За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой.

Аполлон также поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, циклопов, ковавших молнии Зевсу, а также участвовал в битвах олимпийцев с гигантами и титанами.

Иногда Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, посылал его служить людям. После неудачного заговора Геры, Посейдона и Аполлона против Зевса, когда сторукому Бриарею удалось освободить связанного заговорщиками Зевса, Аполлон и Посейдон в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта и возвели стены Трои, которые затем сами же и разрушили, гневаясь на Лаомедонта, не отдавшего им обусловленной платы.

По другой версии, вместо Аполлона в заговоре участвовала Афина.

Когда сын Аполлона врачеватель Асклепий за попытки воскресить людей был поражен молнией Зевса, Аполлон перебил ковавших молнии Зевсу киклопов и в наказание был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию. Аполлон не только смиренно снес наказание, но и сделал много полезного для Адмета.

Стрелу, которой убил циклопов, он сделал созвездием.

Согласно Гесиоду и Акусилаю, Зевс хотел низвергнуть его в Тартар, но Лето упросила отдать его в услужение человеку. За убийство циклопов был осужден Зевсом пробыть год в услужении у смертного и отдан в пастухи к царю Фессалии Адмету, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкесту.

В другом варианте — восемь лет службы были искуплением греха пролитой крови дракона Пифона.

Вместе с Посейдоном воздвиг стены Трои, либо Посейдон воздвиг стены, а Аполлон пас быков.

Губительные стрелы Аполлона и Артемиды приносят внезапную смерть старикам, иногда поражают без всякого повода. В Троянской войне Аполлон-стреловержец помогает троянцам, и его стрелы девять дней несут чуму в лагерь ахейцев. Он незримо участвует в убийстве Патрокла с Гектором и Ахилла с Парисом.

Вместе со своей сестрой Артемидой он погубил детей Ниобы, мстя за обиду, нанесенную ею Лето.

Аполлон боролся с Гераклом, пытавшимся овладеть дельфийским треножником.

Он приказал Оресту отомстить за смерть отца Клитеместре и ее любовнику Эгисфу, а затем способствовал оправданию Ореста ареопагом.

В музыкальном состязании Аполлон побеждает сатира Марсия и, разгневанный его дерзостью, сдирает с него кожу.

Наряду с губительными действиями Аполлону присущи и целительные. Он врач, помощник, защитник от зла и болезней, прекративший чуму во время Пелопонесской войны. Первым стал врачевать глаза. В позднее время Аполлон отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.

Научился искусству прорицания у Пана.

Аполлону-прорицателю приписывается основание святилищ в Малой Азии и Италии. Аполлон — пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы» — Мойрагетом. Он наделил пророческим даром Кассандру, но после того как был ею отвергнут, сделал так, что её пророчества не пользовались доверием у людей.

Аполлон — пастух (Номий) и охранитель стад. Он — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен.

Аполлон — музыкант, кифару он получил от Гермеса в обмен на стадо коров, которых только что родившийся Гермес у него украл.  Аполлон — покровитель певцов и музыкантов, Мусагет — водитель муз, и жестоко наказывает тех, кто пытается состязаться с ним в музыке. Все певцы и лирники происходят от Аполлона и Муз.

Красавец Аполлон вступал в связи с богинями и смертными женщинами, но бывал и отвергнут.

Его отвергли Дафна, умолившая Гею превратить ее в лавровое дерево, лишь бы избежать объятии Аполлона.

Ему были неверны Коронида, которую он убил за измену, и Марпесса.

От Кирены он имел сыновей Идмона и Аристея, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис.

Среди детей Аполлона были прорицатели Бранх, Мопс, Идмон и Кумская сибилла. Аполлон был также пастухом, основателем и строителем городов, родоначальником и покровителем племен.

Весной и летом жил в Дельфах, осенью улетал на своей колеснице, запряжённой белоснежными лебедями, в Гиперборею, где родилась богиня Лето.

На Олимпийских играх Аполлон победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою.

Аполлон пел на лире на свадьбе Пелея и Фетиды. Превращался в ястреба и льва.

В исследовательской литературе (У. Виламовиц, М. П. Нильссон, В. Л. Цымбурский) распространено убеждение в негреческом происхождении культа Аполлона. Очаг культа находился в Малой Азии, где он прослеживается со II тыс. до н.э. Однако есть гипотеза (О. Керн, Дж. Скотт) и об автохтонном дорийском происхождении культа.

Культ Аполлона был распространен в Греции повсеместно, храмы с оракулами Аполлона существовали на Делосе, в Дидимах, Кларосе, Абах, на Пелопоннесе и в других местах, но главным центром почитания Аполлона был Дельфийский храм с оракулом Аполлона, где восседавшая на треножнике жрица Аполлона — пифия — давала предсказания.

В Дельфах совершались празднества в честь Аполлона (теофании, теоксении, Пифийские игры). Все месяцы года, кроме трех зимних, были посвящены в Дельфах Аполлону. Храм Аполлона на Делосе был религиозно-политическим центром Делосского союза греческих полисов, в нём хранилась казна союза и происходили собрания его членов.

Аполлон приобрел значение устроителя-организатора не только в социально-политической жизни Греции, но и в области морали, искусства и религии. В период классики Аполлон понимался прежде всего как бог искусства и художественного вдохновения.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии. Император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Атрибуты Аполлона — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище Кифаред — «играющий на кифаре») или лира.

Его символы — олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.

Основные места почитания — Дельфы и остров Астерия (Делос), место рождения Аполлона и Артемиды, на котором раз в четыре года поздним летом проходили делии (праздники в честь Аполлона, во время которых запрещались войны и казни). Святилище в Дельфах было известно во всём древнем мире. Именно там, на месте победы Аполлона над преследовавшим его мать драконом Пифоном, Аполлон основал святилище, где жрица-пифия (названная так по имени Пифона) предсказывала волю Зевса.

Третий ватиканский мифограф приводит список 12 камней в короне Аполлона.

В последней главе Библии Аполлон назван апокалиптическим ангелом бездны.

Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна, превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепия, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея.

Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.

 

Согласно речи Котты, Аполлонов было четверо:

  • Сын Гефеста, хранитель Афин.
  • Сын Корибанта, вступил в спор с Зевсом за Крит.
  • Сын Зевса третьего и Лето, пришёл в Дельфы от гипербореев.
  • В Аркадии, его называют Номион.

 

По Клименту, их шесть:

  • сын Гефеста и Афины,
  • сын Корибанта на Крите,
  • сын Зевса,
  • аркадский, сын Силена, он Номий,
  • Аполлон Ливийский, сын Аммона,
  • по Дидиму, ещё сын Магнета.

 

Также Аполлона почитают галлы (по Цезарю). Согласно кельтской песне, после смерти Асклепия он удалился к гипербореям, и его слезы стали янтарем.

Когда боги бежали в Египет, Аполлон превратился в ворона, либо коршуна. Ястребов египтяне посвящают Аполлону (точнее, соколов Гора).

Аполлон почитался в Тире.

Его называли «четвероруким» и «четвероухим».

Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): «Аполлон, убивающий ящерицу» (ок. 370 до н. э., скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельведерский» (сер. IV в. до н. э., скульптор Леохар).

Пифагор написал на могиле Аполлона в Дельфах элегию, заявив, что он был сыном Силена, убит Пифоном и оплакан тремя дочерьми Триопа, отчего название Трипод для места, где он похоронен. Согласно Мнасею, поражен и убит Зевсом.

Ему посвящены I, II и XXI гимны Гомера, II и IV гимны Каллимаха, XXXIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Эвмениды», сатировской драмы Софокла «Следопыты», трагедий Эврипида «Алкестида», «Орест». Существовала комедия Филиска Керкирского «Рождение Аполлона и Артемиды».

В философии Ницше Аполонническое начало является одиним из компонентов греческой культуры, символизирующем порядок, ясность и свет. Противоположное начало, выражено в образе Диониса.