Антэрос

Αντερος

Табл. 71, 89.

 

Антэрос.

Сын Ареса и Афродиты.     

Антэрос, Антерот (Antehos, Αντερος)  —  бог отрицания любви.

Внушает человеку ненависть к любящему его.

По верованиям древних греков, сперва был тёмный Хаос, затем одновременно из Хаоса возникли Хронос (Кронос — Время), страстный Эрос (Эрот — Любовь) и хладнокровный, рациональный Антэрос (Антэрот — Отрицание любви). Иногда Эрос и Антэрос считают близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным.

Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порождённая любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антэрос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антэросом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антэросом (нимфа Дафна, Кассандра).

Антэрос входил в свиту Афродиты.

Однако позднее верования греков переменились, родителями Эроса и Антэроса (ненависть, страсть, мания) стали считаться Арес и Афродита (другие дети от этого союза Деймос (ужас), Фобос (страх) и Гармония).

Существует миф, что старший брат Антэроса, Эрос, не рос, как остальные детишки, а оставался маленьким, пухлощеким проказником. И его мать, Афродита, спросила у Фетиды, в чем причина. Мудрая Фетида ответила, что Любовь не может расти без Страсти. Тогда Афродита родила Антэроса (Страсть). Когда Эрос и Антэрос вместе, Эрос быстро растет, превращаясь в красивого, стройного юношу, но как только Антэрос покидает Эроса, Эрос вновь возвращается к детским формам и детским шалостям.

Жертвенники Антероса были в Афинахи Элиде.

Есть барельефные изображения в гимназии Элиды и т. д. Эроса и Антэроса в виде двух братьев, борющихся за пальмовую ветвь.

Известно и иное толкование Антэроса: это бог неразделенной любви, он наказывал тех, кто оставался равнодушным к чужим чувствам. Отсюда имеется трактовка, что он покровительствует взаимной любви.

С точки зрения некоторых философов, значение Антэроса по сравнению со значением Эроса было столь мало, что иногда его рассматривают как ипостась Эроса.

В XIX веке, когда возник интерес к античности, Антэросу, в противоположность Эросу, стали приписывать христианские кроткость и смирение.