Адонис

Ἄδωνις

Табл. 58, 82, 87.

Адонис.

Сын Киниранта и Смирны (Мирры) (Инцест).

Или сын Киниранта и Метармы. Либо сын Феникса и Алфесибеи (Инцест).

Адонис (Adonis, Ἄδωνις)  — вариант по Гесиоду, сын Феникса и Алфесибеи.

Либо, по Паниасиду, Фианта и его дочери Смирны.

Богиня Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь, будущую мать Адониса, внушила той страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда Феникс был так пьян, что уже ничего не соображал, Алфесибея забралась к нему в постель. Обнаружив, что стал и отцом и дедом еще не родившегося ребенка, Феникс так разъярился, что выхватил меч и погнал испуганную Алфесибею из дворца. Когда он настиг дочь у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и меч расколол ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.

Адонис славился своей красотой, в него влюбляется сама богиня любви Афродита.

Его также называют возлюбленным Диониса.

Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Ему посвящен город Библ. Отец Берои.

Согласно Харету из Митилены, детьми Афродиты и Адониса были Гистапс и Зариадр.

Афродита оплакивает его, убитого в юности на охоте вепрем, который ударил его клыком в бедрона Идалийской горе.

По версии, в вепря превратился Арес, любовник Афродиты.

Либо Адонису отомстила отвергнутая им Персефона; либо это произошло вследствие гнева Артемиды.

Афродита спрятала его труп в латуке, либо передала его Персефоне, попросив припрятать в укромном месте. По воле Афродиты он вернулся из подземного царства, превращен в цветок анемон.

Либо из крови Адониса возникли розы, а из слёз Афродиты анемон.

Существует рассказ о том, что, когда Афродита явилась за Адонисом, Персефона не пожелала с ним расставаться. Спор богинь разрешил суд под председательством музы Каллиопы, которая разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую — с Афродитой, а третью — по своему усмотрению. Однако Афродита поступила нечестно. Пользуясь своим волшебным поясом, она заставила Адониса отдать в ее пользу принадлежавшую ему часть года, а также присвоила часть года Персефоны. Оскорбленная Персефона отправилась к Аресу и заявила, что Афродита предпочитает ему Адониса. Воспылав ревностью, Арес обернулся диким вепрем, набросился на Адониса, когда тот охотился, и задрал его насмерть на глазах у Афродиты.

Другие авторы говорят, что Адонис стал жертвой гнева Аполлона, его местью Афродите за ослепленного ею Эриманфа, сына Аполлона.

Афродита горько оплакивала Адониса и превратила его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивали хариты и мойры, из крови его расцвели розы, из слез Афродиты — анемоны.

У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) — юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня. В первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его.

Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли «садами Адониса».

Орфики отождествляли его с Дионисом.

 

Действующее лицо трагедии Дионисия Сиракузского «Адонис».

В Библии (третья книга царств, первая глава, шестой стих) говорится о Адонии, четвёртом сыне царя Давида, который «был очень красив».

Судьба Адониса — одна из любимых тем античной поэзии: его воспевала Сапфо, у Феокрита (песнь в честь Адониса), Биона, Овидия (любовь Венеры и Адониса в «Метаморфозах»); в новой поэзии встречается у Шекспира (поэма «Венера и Адонис»); у Пушкина («прелестный баловень Киприды… мой Адонис» и «К Юрьеву»); у Майкова («Альбом Антиноя») и других.

Адониев стих в античной поэзии возник, как считается, в гимнах на смерть Адониса.

В Государственном Эрмитаже хранится скульптура «Гибель Адониса».